Казахстанским бизнесменам следует активнее устанавливать контакты с зарубежными партнерами и находить новые рынки сбыта, уверен председатель Комитета госдоходов Минфина Даулет Ергожин, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Он отметил, что, если наши деловые партнеры из Китая построят соответствующие хабы на границе с Казахстаном, а мы станем хорошей транзитной страной, которая начнет доставлять китайский товар в течение 7-12 дней до Европы, то сорвем банк и сможем победить в конкуренции с морским путем из КНР.
«Морской путь, который сейчас пролегает от порта Ляньюньган через Северное море, попадает на таможню в Финляндию. Оттуда идет распределение китайских товаров по всей Европе. Если же смотреть, какие «живые» деньги оставляют у нас караваны, идущие через территорию РК, то мы провели расчеты и выяснили, что если товар из Китая идет в южном направлении - через Казахстан на Иран и Турцию с последующим поступлением на рынок Евросоюза, то в среднем через нашу территорию проходит 2 тыс. 989 транспортных средств. При этом на ГСМ в Казахстане остается 287 млн тенге. На расходы питания остается 26 млн тенге. В среднем затраты одного «южного потока» составляют 314 млн тенге. Эти деньги остаются здесь и распределяются среди граждан Казахстана. Если же взять все направления существующего грузопотока из КНР, то общая сумма за 6 месяцев этого года составила 790 млн тенге. И это с учетом того, что еще не заработала дорога Западная Европа - Западный Китай. Когда она заработает, то поток увеличится минимум в три раза. То есть за 6 месяцев в нашу экономику будет поступать 3-4 млрд тенге», - сказал председатель КГД.
Даулет Ергожин также заверил, что на этом транзите можно делать еще большие деньги. Можно строить и развивать сервисные станции, вдоль дорог возводить кемпинги, автозаправочные станции, закусочные, так как услуги обладают большей добавочной стоимостью. Однако, по его словам, пока работа в этом направлении оставляет желать лучшего и ведется крайне вяло.
«Мы варимся в собственном соку, но если посмотреть на наш потенциал с высоты, то мы увидим: нас здесь 17 млн, а в соседней стране – 1,6 млрд человек. Европейский союз и США в День святого Валентина в этом году только на одном сайте «Алибаба» оставили 1,8 млрд долларов. 1,8 млрд долларов пошло через нас и по морю в сторону Европы и США. Мы бы могли почти полностью участвовать в этом караване в части перевозок. Чтобы сравнить казахстанские потоки с другими странами, то я могу так сказать – один месяц работы китайской границы с Казахстаном равняется одному морскому танкеру, который выходит каждые сутки из Гонконга, и равняется одному дню работы Северо-Западной таможни России. Мы песчинка, но эту песчинку нужно превратить в гору», - констатировал Даулет Ергожин.
Он сообщил, что в Казахстан готовы прийти многие крупные мировые транспортно-логистические компании. В том числе транспортно-логистические компании из Китая. И они хотят прийти не как китайские захватчики, которых у нас иллюзорно представляют, а как инвесторы, которые размещают свои склады. Наша же задача – заработать свои деньги на доставке.
«Если логистика выстраивается, то она выстраивается на 10-летия, на сотню лет вперед. Сейчас в Китае бурно развивается электронная торговля. По плану китайского правительства в следующие 20 лет практически все торговые дома страны, которые сейчас существуют, практически вымрут, останутся лишь просто выставочные площадки. Вся торговля уйдет в интернет, и если 30% населения Китая занимается предпринимательской деятельностью, то все эти 600 млн человек захотят продать свой товар в направлении Европы, потому что основной покупатель - это Европа. 600 млн человек стоят у нашей двери, стучатся и просят нас доставить их товар через нашу территорию. И что же, мы им будем говорить «нет, не надо!»?Тогда они развернутся и уйдут морским путем», - предостерег Ергожин.
Он рассказал, что, для того чтобы создать условия для хорошего транзита из Китая через Казахстан, наша сторона целый год уговаривала китайские власти и деловые круги подписали с нами соглашение. Это соглашение называется «Соглашение о доверии» или «Проект доверия». В частности, была достигнута договоренность с китайской таможней, которая предоставила конкретный список фирм - поставщиков КНР, которые работают по-«белому». В свою очередь китайская сторона попросила предоставить соответствующий список казахстанских компаний. Однако, по словам главы КГД Минфина, каково же было разочарование, когда, обратившись к предпринимательскому и деловому сообществу Казахстана, они, во-первых, не увидели энтузиазма с его стороны, а, во-вторых, услышали, что такие компании они предоставить не могут.
Прошел год, и только сейчас появилось пять крупных казахстанских компаний, которые готовы «пожениться» с китайскими поставщиками, для того чтобы возить товары в Европу. И то некоторые из этих пяти компаний являются представительствами иностранных фирм в Казахстане.
«Сейчас только зарегистрировалось пять компаний, которым дали статус уполномоченных экономических операторов. То есть это те лица, которые ходят в «зеленом коридоре». У них есть бухгалтерия и гендиректор, есть хоть какая-то система учета. Это крупные компании, за которыми стоят нормальные бизнесмены, желающие работать в «белую», - сообщил Ергожин.
Он отметил, что любой бизнес окупается в населенных пунктах с не менее чем 100 тысяч человек населения, то есть при всех издержках его продукцию могут потреблять не менее 10 тыс. человек. У нас же в Казахстане таких населенных пунктов мало, от силы наберется около 30. Значит, торговля должна и будет переходить в электронный формат.
«Оптовые рынки у нас закроются в 2020 году, по законодательству их работа прекращается. Они станут крытыми. Но глобальный рынок диктует свое, и рано или поздно наши базары все равно умрут. Потому что любой гражданин сейчас через AliExpress может заказать товар дешевле даже с учетом доставки, чем тот, который продается на нашем базаре», - сказал Даулет Ергожин.
Поэтому, по его мнению, казахстанский бизнес должен расширять свой кругозор, искать новые рынки сбыта и возможности. Он привел такой пример: на Сахалине в России губернатор пожаловался ему на то, что никогда не видел предпринимателей из Казахстана. Между тем они готовы по высокой цене закупать овощи из нашей страны, но никто даже и не думает выходить на выгодный сегмент рынка соседней страны. В итоге они нашли выход и партнеров и возят на Сахалин картофель и лук из Туркменистана. Притом что это им совершенно невыгодно по сравнению с тем, если бы они закупали их в нашей стране.
«Даже если исследовать социальную сеть Инстаграм, чем мы сейчас занимаемся, то мы увидим, что люди выставляют на продажу народные поделки. Конечно, они молодцы, но на кого они ориентируются – на внутреннего разового потребителя! Нет масштаба, нет попыток выйти на внешние рынки», - посетовал Ергожин.
Таким образом, как сделал вывод председатель Комитета госдоходов Минфина, отечественный бизнес не должен жаловаться, что нет рынков сбыта, а должен сам более активно предлагать себя, тем более что возможностей достаточно много, начиная от соседних рынков и заканчивая транзитным потенциалом из Китая в страны Европы.