Как побудить людей больше читать
АВТОР

23.09.2016 • 09:00 3312

Как побудить людей больше читать

Главный редактор литературного сайта «Горький» о рецензиях, соцсетях и бумажных книгах

Открывать литературный сайт во времена, когда мы не просто стали меньше читать, но и с головой ушли в онлайн (был бы вай-фай), может показаться не самой лучшей затеей. Добавьте сюда обилие других медиа, которые строчат рецензии на все книжные новинки с одной лишь целью их продать, и вы получите картину, которая лишний раз доказывает, что интерес к книгам постепенно угасает. Но это лишь на первый взгляд. Как оказалось, на рынке есть литературные энтузиасты, которые ставят перед собой цель сделать контент интересным, зажечь идеей, при этом признаются, что «даже серьезные деловые издания не получают такой доход, чтобы говорить о прибыли».

«Мы тем более не будем себя обманывать и говорить, что собираемся обогатиться на книжном сайте», – говорит Нина Назарова, главный редактор литературного сайта «Горький». Мы встретились с ней уже после того, как сайт запустился, и поговорили о литературных рецензиях, влиянии социальных сетей на мнения читателей и даже затронули судьбу бумажных книг.

Разговор на равных

Изначальная идея создать сайт о книгах и чтении принадлежит Борису Куприянову. Он основатель независимого книжного магазина «Фаланстер» в Москве, занимался реформированием московских библиотек – одним словом, работал с книгами всю свою жизнь. Борису в голову пришла идея создания литературного сайта, который бы существовал не в жестких рамках обзора книжных новинок, а рассказывал бы о произведениях и новых, и старых. Почти все медиа сейчас пишут исключительно о новых книгах. Это не очень логично, потому что когда мы решаем что-то почитать, то отталкиваемся от нашего настроения, а не мыслим в логике «пойду куплю эту книжку, потому что она свежая в магазине лежит». Из-за этого получается, что книга становится неким потребительским объектом, и роль рецензии ограничивается рекомендациями «брать – не брать». К тому же Россия огромная, и бывает, что новинки, о которых пишут столичные издания, не доходят до регионов или доходят с опозданием – поэтому наше решение писать о старых книгах тоже это еще и способ расширить аудиторию: старую книгу проще взять с полки или раздобыть у друзей или в библиотеке. Поэтому мы решили создать медиа, которое бы говорило только о литературе и чтении, и говорило бы о них с разных сторон. В идеале мы хотели бы, чтобы как можно больше людей читало не только нас, но и собственно книжки, о которых мы говорим.

Прежде чем начать, мы читали множество разных СМИ. Нужно было на кого-то ориентироваться, и одновременно хотелось создать что-то новое, то, чего еще на рынке не было. Мы просматривали самые разные издания, начиная от Guardian и заканчивая пабликами «ВКонтакте». За пабликами «ВКонтакте», кстати, сейчас следить едва ли не интереснее – они порой придумывают сюжеты, которые не приходят в голову журналистам. В социальных медиа есть свои герои, которые очень популярны, которые собирают большую аудиторию и имеют влияние на своих фолловеров.

Читающая страна

Несмотря на то, что Россия традиционно считается читающей страной, на рынке почти нет медиа, которые были бы полностью посвящены книжкам. Конечно, есть книжные разделы в различных изданиях. Знаете, такие, где рецензии на книги размещают в конце и их относят к чему-то факультативному. Многие мои знакомые, которые зарабатывают тем, что пишут рецензии, жалуются, что их количество полос в их рубрике все время пытаются урезать. Говорят, чтобы они писали меньше – мол, все, рубрика теперь не две странички, а одна. К тому же жанр рецензии с развитием соцсетей и рекомендательных сервисов постепенно отмирает, причем во всех сферах – о смерти рецензии как жанра говорят и музыкальные журналисты, например.

Главная идея сайта в том, что мы пишем о книгах, не ограничиваясь рецензиями, а используя максимальный набор журналистских жанров и пытаясь придумать новые. Материал, с которым мы запустились, назывался «Что читают уральские рабочие». Это серия интервью, которую мы заказали автору из Екатеринбурга. Он провел около месяца, коммуницируя с заводами и расспрашивая рабочих об их отношениях с литературой, при этом бережно сохраняя их стилистику речи. Это новый и необычный формат, разговор о книжках в какой-то совсем иной перспективе. Мне нравится, что в этом материале нам о самых разных книгах – Толстом, Маркесе, фантастике, «Джейн Эйр» – рассказывают обычные люди, а не какой-то критик-эксперт, который встал на табуреточку и вещает с нее. Это разговор на равных.

По поводу названия есть множество разных ответов. В первую очередь название ассоциируется с писателем Горьким, он для нас связан с просвещением. С другой стороны, Горький – это старое название Нижнего Новгорода, который ассоциируется с большой Россией, а не только с Москвой и Санкт-Петербургом. Ну и у нас в редакции еще есть шутка, что все полезное – горькое.

Не место для заработка

Мы сразу решили, что будем некоммерческим изданием. Нет, конечно, мы будем монетизироваться всеми возможными способами. Думаю, что прежде всего с помощью нативной рекламы. Но у нас нет задачи получить прибыль от сайта. Все доходы, которые мы сумеем получить во время работы над сайтом, мы будем тратить на него же, на его дальнейшее развитие. На самом деле невозможно заработать на книжном сайте. Даже серьезные деловые издания и медиа не получают такой доход, чтобы можно было говорить о заработке. Мы тем более не будем себя обманывать и говорить о том, что мы собираемся обогатиться на книжном сайте.

Мы будем вступать в коллаборации с симпатичными нам сервисами. Например, мы заключили партнерское соглашение с Bookmate. Наши читатели, подписавшиеся на рассылку, получают промокод на месяц бесплатной подписки на Bookmate, а мы разместили ссылки на книги, так, чтобы после прочтения рецензии на «Горьком» можно было перейти по ссылке на сайт Bookmate и прочесть книжку там.

Книжная полка

Мне кажется, что наш сайт довольно-таки красивый. Нет, не так. Он возмутительно красивый для книжного сайта. Думаю, что, несмотря на то, что сайт «Горький» о литературе, он все же должен привлекать своего читателя. Все снимки книжек мы делаем сами. Когда мы обсуждали этот вопрос, то решили, что все обычно фотографируют книжные новинки на белом фоне или же берут фото обложки в PDF и натягивают ее в фотошопе на макет. Мы решили, что будем фотографировать книги так, как мы их видим в жизни, в максимально привычной обстановке: книжки, раскрытые на диване, книжки в сумках, под мышками и в метро. Бывают и смешные истории: когда мы снимали новый сборник Чарльза Буковски «Из блокнота в винных пятнах», то наш фоторедактор сказала, что ей срочно нужен реквизит. Мы купили бутылку вина и сделали фото с настоящими винными пятнами на столе. Идея в том, что книжки это не что-то глянцевое и лежащее на белом фоне, а часть нашей повседневной жизни.

У нас есть раздел «Книжная полка» – это база, куда мы заносим все, вообще все книги, упомянутые в том или ином материале у нас на сайте. Например, можно зайти в этот раздел, кликнуть на Пелевина или на Платона и увидеть все материалы, где они упоминались. Есть система тегов, по которым можно искать книги сразу по нескольким параметрам. Это попытка сделать удобную базу для пользователей. Мы работаем всего две недели, но у нас уже в базе почти две тысячи книг.

Книги как они есть

Мы очень хотим, чтобы люди стали больше читать. Конечно, прежде всего мы хотим создать хорошее издание, но «побудить людей больше читать» – это наша идеалистическая сверхзадача. Мы хотим рассказать о том, что чтение это естественная часть жизни, которая не требует специальной подготовки. Нам не хотелось делать из литературы какого-то особого занятия для избранных. Всегда найдется книжка, которая придется по вкусу тому или иному человеку, вне зависимости от рода его увлечений или профессии. Заинтересовывать, прежде всего, нужно идеями. Еще у нашего медиа нет задачи, чтобы люди покупали книжки. Если люди будут читать и перечитывать старые книги или, например, одалживать их у друзей, то нас это вполне устроит. Мы не ставили задачу промоутировать книжную торговлю.

Судьба бумажных книг – это отдельная тема для разговора. Конечно, сейчас все говорят о том, что бумажные версии газет, журналов и книг умирают, но в целом, я думаю, что на наш век бумажных изданий еще хватит. Сама я предпочитаю читать с Kindle, но это только потому, что это удобно. В Kindle можно залить хоть все собрание сочинений Толстого, и все равно он поместится в сумочке, а какой-нибудь толстенный роман в бумажном варианте – нет.

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

«Горький» чтение книги Фаланстер

23.09.2016 • 09:00 3312

Поделиться
Новости партнёров
Loading...
  • Kapital.kz – информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. Запрещается использование материалов Центра деловой информации Kapital.kz казахстанскими интернет-СМИ, несмотря на наличие гиперссылки на источник. Данным разрешением обладают исключительно информационные партнеры. Также не допускается перепечатка материалов делового портала Kapital.kz, которые прозвучали в эфире радиостанций, телеканалов, появились на страницах газет или были размещены на интернет-ресурсах, являющихся информационными партнерами Kapital.kz.
    Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus