Азамат Божаков: Мы «прокачаем» самый сложный бизнес-проект. Дайте идею!
АВТОР

21.09.2016 • 08:21 3740

Азамат Божаков: Мы «прокачаем» самый сложный бизнес-проект. Дайте идею!

Как в Казахстане ищут проект на миллион

Объявлен старт второго сезона конкурса «Startup «Bolashak» c общим призовым фондом более 30 миллионов тенге. Конкурс открыт для молодых казахстанцев в возрасте от 18 до 29 лет, у которых есть главное – идея. Имена победителей станут известны 26 ноября на Марафоне бизнес-планов. Другими словами - солидные деньги за интересные инициативы. Но что здесь является мерилом и как определить – хороша та или иная идея для бизнеса или заведомо провальна? На что будут потрачены обещанные победителям суммы и как распорядились своими выигрышами финалисты первого сезона? Обо всем этом корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz рассказал исполнительный директор Ассоциации «Болашак» Азамат Божаков.

7f7ac66476da56c7e4b5a723f0c.JPG

- Азамат, каким был первый сезон конкурса «Startup «Bolashak»? Какой опыт нужно вынести из уже проведенных бизнес-соревнований?

- Начну с того, что в принципе сегодня актуально. Ассоциация «Болашак» активно принимает участие в развитии молодежного предпринимательства, в прошлом году мы разработали стратегию развития нашей организации до 2017 года, и в соответствии с ней занимаемся поддержкой начинающих предпринимателей. Да, в 2015 году мы инициировали конкурс стартап-проектов «Startup «Bolashak», провели мы его совместно с фондом «Даму» и холдингом «Байтерек». В чем заключалась цель и идея конкурса? Мы решили помочь молодым людям реализовать свои бизнес-идеи и получить определенные гранты. В первом сезоне конкурса принимали участие молодые люди от 18 до 29 лет, а также проектные группы до 5 человек с таким же возрастным ограничением. Тогда в течение двух месяцев всего поступило 2 095 заявок со всего Казахстана.

Далее мы провели отбор бизнес-идей, выбрали 20 наиболее интересных предложений, авторы которых прошли в Астане серию семинаров-тренингов по повышению предпринимательских инициатив. Уже позже из данного числа участников конкурсная комиссия отобрала 10 идей, которые и прошли в финал. Призовой фонд составлял более 30 миллионов тенге. Первое место – 7 миллионов, второе место – 5 миллионов тенге и за третье место полагалось 3 миллиона тенге. Кроме того, были выделены гранты в размере 10 миллионов тенге на стартапы в сфере строительства, но таковых в финале не оказалось, поэтому сумму эту разделили по различным бизнес-идеям. Таким образом, 10 финалистов презентовали свои проекты перед членами жюри. В состав судейства входили представители банков, национальных компаний, а также бизнесмены, непосредственно те люди, которые добились многого в своих сферах деятельности, среди них Серикбай Бейсекеев и Баян Есентаева. Все проекты были достойными.

- Почему все-таки имеется ограничение по возрасту? От 18 до 29 лет. У людей за 30 тоже могут быть не менее талантливые бизнес-идеи...

- Понимаете, проект молодежный, мы делаем акцент на развитии именно молодежного предпринимательства. А по закону нашей республики, молодежью считается возрастная группа именно от 18 до 29 лет. И потом, наш конкурс ведь не единственный. Сейчас очень много разных инструментов поддержки бизнеса в стране. Есть фонд «Даму», к примеру. У них достаточно много программ, которые могут быть интересны людям, принявшим решение заняться бизнесом.

- Ну, хорошо. Итак, на кону свыше 30 млн тенге. Давайте поймем, кто может получить эти деньги, какие требования к участникам?

- Условия конкурса практически не изменились. Как и раньше, главные требования – новизна и актуальность бизнес-идеи, ее социальная значимость, реализуемость. Касательно призового фонда, в этом сезоне он немного увеличился, за 1 место теперь положено 7 млн тенге, за второе – 6 млн и за третье место будет выплачено 5 млн тенге. Кроме того, хочу отметить, что программа развития Организации Объединенных Наций при поддержке Европейского союза выделяет дополнительно 15 млн тенге на гранты для стартапов в сфере зеленой экономики. То есть, создана определенная номинация «Green Startup» в рамках нашего конкурса, обладатели которой и получат по 5 млн тенге за каждую идею.

- Кто будет в судействе второго сезона конкурса?

- В этом году в состав конкурсной комиссии будут входить компании так называемой Big4 - PricewaterhouseCoopers, Deloitte, Ernst & Young, KPMG. То есть четверка аудиторских компаний с мировыми именами будет помогать нам при отборе. Также в конкурсной комиссии - представители банков, ПРООН, а также бизнесмены из числа выпускников международной стипендии «Болашак». Для чего мы это делаем? Big4, понятно, будут смотреть с точки зрения теории, с позиции реализуемости проекта. Бизнесмены - с практической стороны оценивать ту или иную бизнес-идею. И мне кажется, что при таком качественном составе жюри мы проведем отбор просто отлично. Конкурс будет проходить открыто, прозрачно.

- Азамат, так какой должна быть идея в идеале, на Ваш взгляд? Какой бизнес-инициативе Вы бы отдали победу?

- Безусловно, главное, чтобы идея была уникальной, такой, какой еще нигде нет, и никогда не было в Казахстане. Важна социальная значимость проекта, новизна, актуальность, приветствуется опыт работы в бизнесе, но не принципиально. Здесь многое зависит от человека. Если у него есть желание, если он хочет стать успешным предпринимателем – это сразу видно и это похвально. И совсем не обязательно приравнивать успех к победе. Я могу привести пример: в прошлом году из числа финалистов есть участники, которые не получили гранты, не получили вообще никаких средств на реализацию своего бизнес-предложения. Но, тем не менее, через некоторое время они самостоятельно нашли инвесторов и начали свой бизнес. Конкурс в прошлом году, так же будет и в этом, проходил в формате реалити-шоу. Мы снимали все на камеру, транслировали по ТВ в прайм-тайм и таким образом дали участникам возможность привлечь потенциальных инвесторов. В принципе, у нас получилось.

- Если рассматривать пул проектов первого сезона, что особенно запомнилось Вам?

- Наверное, это финалисты. Первое место занял Адлет Елеусов с бизнес-идеей «открытие занимательной лаборатории для детей и подростков». Он предложил создать определенную площадку, где дети-школьники нестандартным способом смогут изучать законы физики, химии, проводить там определенные опыты и видеть все на практике. На данный момент такая лаборатория уже открыта в Астане, и работа идет, бизнес пошел.

Хорошая идея была и у обладателя второго места, автор которой получил 8 млн тенге. Ельдос Баялышбаев предложил открыть пансионат для людей с особенными потребностями. Сам участник является инвалидом-колясочником, Ельдос в 19 лет попал в аврию, в результате была нарушена опорно-двигательная система, и вот к своим 22 годам парень открыл фитнес-клуб «Асар», где в течение двух лет реабилитацию прошли более 200 человек. Из них более 30 человек в результате смогли самостоятельно двигать ногами. То есть это уже говорит о полезности, о колоссальном труде, который проделал Ельдос. Что касается пансионата на берегу озера Алаколь, то сначала мы посчитали эту идею чрезмерно амбизициозной. Что такое пансионат в нашем понимании? Большое двухэтажное здание со всеми коммуникациями, благами цивилизации. А на самом деле Ельдос построил здание площадью в 170 квадратных метров, там 6 специализированных комнат для людей с особыми потребностями. Предусмотрены услуги фитнес-тренеров, есть специальные тренажеры, услуги инва-такси, которое отвозит постояльцев пансионата к берегу озера, где проводятся определенные процедуры. На данный момент у него проживает порядка 10 человек. Стоимость проживания около 5 тысяч тенге в сутки, трехразовое питание, шикарная природа и целебные свойства Алаколя – другими словами, проект удался.

Третье место заняла Бахтыгуль Касымова, уроженка города Павлодар. У нее была бизнес-идея «переработка стекла и производство продукции из стекла». На данный момент девушка на базе Павлодарского государственного университета открыла цех, где перерабатывает битое стекло и делает из него имиджевую продукцию - вазы, часы, картины, все, что угодно. И сейчас она имеет обороты ежемесячно до 3 млн тенге дохода.

- Да, впечатляет. Тогда возникает вопрос – есть ли приоритетные отрасли, сферы, в которых должны быть предложены проекты?

- У нас нет никаких приоритетов по направлениям. Бизнес-идея может быть любой направленности, в любой сфере. В прошлом году наибольшее количество заявок к нам поступило по сфере обрабатывающей промышленности, информационных технологий и образования. В этом году пока не могу ничего сказать, но абсолютно точно, что приветствуются проекты в любой сфере.

- Азамат, а в дальнейшем, вы, как организаторы конкурса, отслеживаете, куда были потрачены выигранные средства? Все-таки молодежь, на которую вы ориентруетесь, может повести себя очень неожиданно, например, просто прогулять эти деньги. Что тогда?

- Да, мы хоть и даем безвозмездный грант, но наш партнер - фонд «Даму», согласно положению, должен отслеживать целевое использование средств. То есть участники-победители предоставляют определенный отчет в нужной форме, где расписано - куда и какие деньги ушли. Естественно, все затраты должны быть привязаны к бизнес-проекту, все должно подтверждаться соответствующими бумагами, справками, счет-фактурами. Но при этом еще раз подчеркну, что грант безвозмездный, возвращать эти деньги не нужно.

- Что нужно сделать тем, кто принял решение поучаствовать в конкурсе? Куда идти, кому предлагать?

- Заявки принимаются до 23 сентября включительно. Ежедневно звонков очень много, люди пишут, узнают детали конкурса. Я не могу озвучить точное количество поступивших заявок, но интерес есть. Я думаю, более 2 тысяч точно будет. Ограничений по количеству участников у нас нет и более того, один участник может предлагать сразу несколько бизнес-идей. Заявки принимаются во всех Центрах обслуживания предпринимателей фонда «Даму». Также любой желающий может получить консультацию по вопросам конкурса в ЦОПах, на официальных сайтах нашей организации и фонда «Даму» - скачать положение о мероприятии, там же заявка и описание конкурса.

- Как должна быть изложена идея? Вы сказали, конкурс будет проходить в формате реалити-шоу, то есть у каждого участника будет своя минута славы. Что он должен успеть за это время?

- Он должен подготовить презентацию, где четко нужно расписать суть бизнес-идеи: какие средства ему необходимы, сроки окупаемости проекта, детали реализации. То есть участник должен доказать жюри, что его идея лучшая. У него будет один шанс. Для первых отобранных бизнес-идей, вернее для их авторов мы подготовили специальную программу обучения, бизнес-тренинги, где их будут учить писать бизнес-планы, мы поможем им, как говорится, от «А до Я», «прокачаем» их, покажем, как реализовывать проект. Также ораторское искусство важно повышать. Потому что нередко встречаются очень умные ребята, но они не могут грамотно донести свою мысль, хотя идея шикарная.

- А есть ли в Ваших условиях требование к жизнеспособности, скажем так, проекта? Чтобы обладатель первого места, условно говоря, присутствовал на рынке не меньше 10 лет?

- Стараемся учитывать. Но вы поймите, эти идеи однозначно уникальные. К примеру, лаборатория для экспериментов по физике и химии. Стоимость одного билета 2 тысячи тенге в день, причем ребенок получает практический опыт, не только теорию, здесь он может сам принять участие в экспериментах. Идея очень актуальная, это новинка. И когда победитель писал план, он четко просчитывал, на сколько лет он должен вложить определенные средства, сколько платить за аренду, какая будет прибыль, сколько потрачено будет на маркетинг. Все это есть в его бизнес-плане и я не думаю, что такой проект проживет 1-2 года. Сейчас очень много школьников, которым это интересно, в периоды каникул особенно. Спрос очень высокий.

- Должен ли участник конкурса располагать какой-либо материально-технической базой для реализации своего проекта?

- Такого условия у нас нет. Более того, прошлогодние победители - у них не было ничего, никакой материальной базы, была только бизнес-идея. Все. И мы показали, что ее можно реализовать, главное – иметь желание. Были проекты, которые уже были обеспечены определенной материально-технической базой, которые уже работали на протяжении года-двух, но значения это не возымело. Все, что нам нужно – супер-инициатива, и чтобы человек «горел» своим делом.

- Азамат, спасибо за беседу, успехов Вам!

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

бизнес-идеи стартап

21.09.2016 • 08:21 3740

Поделиться
Новости партнёров
Loading...
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus