«Для нас с выходом нового игрока пока ничего не изменилось», - говорит Рамиль Мухоряпов, сооснователь холдинга Chocofamily, куда входит онлайн-сервис по продаже авиабилетов Chocotravel.com. Напомним, в начале лета на казахстанский рынок сервисов по онлайн-продаже авиабилетов вышел крупный игрок – компания OneTwoTrip, которую называют крупнейшим российским интернет-агентом на рынке онлайн-тревел.
«Когда любой из глобальных топовых игроков выходит на рынок - мы всегда очень боимся. Мы очень переживали, когда на рынок выходила Foodpanda, выходил Biglion. Сейчас вышел OneTwoTrip – и мы тоже очень переживаем. Но пока ситуация никак не поменялась. Сейчас на двух крупнейших игроков этого рынка приходится около 55% рынка, то есть мы этот рынок контролируем. Еще около 10% приходится на другие казахстанские агентства и 35% - на иностранных игроков»,- рассказывает он.
Алексей Ли, директор компании Aviata.kz, также говорит о том, что для его компании с выходом нового игрока ничего принципиально не поменялось. «Думаю, этот рынок, как и ряд других сегментов e-commerce, имеет явную тенденцию: крупные игроки, успевшие вырасти на порядок выше остальных, продолжат укрупняться. Конечно же, это не будет происходить само по себе — недооценивать конкурентов плохо, поэтому мы продолжим активно развиваться и технологически, и с точки зрения сервиса», - комментирует он.
По словам Рамиля Мухоряпова, каких-то серьезных конкурентных преимуществ, чтобы завоевать наш рынок, у OneTwoTrip нет. «Ценовых преимуществ у них нет. У нас не разрешается продавать авиабилеты по ценам ниже, чем у авиакомпаний. В свое время OneTwoTrip демпинговал на «Аэрофлоте» и МАУ. После того как мы обратились с вопросом: «Почему это происходит?», эти моменты закончились. Непонятно, почему аудитория должна к кому-то перейти. Все, что есть у них, есть у нас. Я понимаю, если выходит Google – он всех рвет, потому что у них есть серьезное технологическое преимущество. То, как ищет Google, не ищет больше никто в мире. Такого преимущества у наших конкурентов нет. Что важно для людей: цена и сервис. Цены у нас не выше, а сервис будет даже лучше, потому что мы локальный игрок – понимаем специфику нашего рынка», - уверен Рамиль Мухоряпов.
Раньше с точки зрения бизнеса выход OneTwoTrip это был некий риск, а сейчас уже все случилось, проект реализовался, уровень неопределенности ниже, говорит он. Надо просто работать.