В МИР РК вплотную взялись за развитие внутреннего туризма. «На карандаше» чиновников – введение национальных стандартов в этой сфере и изменения в концепцию развития туротрасли до 2020 года. Новшества в концепцию, прописанную еще два года назад, вносятся с учетом 86-го шага Плана нации, в котором говорится о создании регионально-туристических кластеров: «Астана – сердце Евразии», «Алматы – свободная культурная зона Казахстана», «Единство природы и кочевой культуры», «Жемчужина Алтая», «Возрождение Великого Шелкового пути», «Каспийские ворота». О том, как будут повышать интерес казахстанцев к отдыху дома, какая инфраструктура нужна для путешествий, а также как государство привлекает частников в отрасль, корреспонденту «Капитал.kz» рассказал советник министра по инвестициям и развитию Танирберген Бердонгар.
- Танирберген, о каких поправках в концепцию 2014 года идет речь?
- Наш президент по реформам обозначил 100 конкретных шагов. Изменения в концепцию касаются разработки и реализация масштабного проекта «Большая страна – большая семья», который создаст условия для формирования целостной гражданской общности с учетом развития внутреннего туризма и с созданием региональных культурно-туристических кластеров. В целом же концепция как таковая необходима для того, чтобы закрепить вектор, в направлении которого будет развиваться отрасль.
- Каков же этот вектор?
- Сейчас туристическую отрасль Казахстана ожидают концептуальные изменения. Что мы имеем? Туризм у нас составляет около 1% от ВВП, тогда как в мире этот показатель достигает в среднем 10%. Казахстан как регион весьма специфичен. У нас потрясающая природа: от полупустынь до заснеженных гор, от морей до современных городов с небоскребами. Но в силу специфики смены сезонов туристический сезон короток, местные предприниматели неохотно инвестируют в сферу туризма по причине пока низкой окупаемости бизнес-проектов. Возьмем для примера Боровое – не получая экстрадоходов, владельцы отелей вынуждены взвинчивать цены на проживание, питание в эти короткие солнечные дни. В противном случае им не на что будет гасить кредиты, взятые на строительство гостиниц или, к примеру, платить зарплату персоналу, который в межсезонье содержит объект.
И для того чтобы делать этот бизнес в Казахстане прибыльным, нам нужно пересматривать подходы к туризму. Министерством разработаны национальные стандарты отрасли, которые четко регламентируют наличие стандартов качества и уровня обслуживания в сфере туризма, условно, туалетов, кафе, заведений питания, проживания. Учитывая, что развитие въездного и внутреннего туризма автоматически дает возможность зарабатывать большому количеству наших сограждан, рестораторов, владельцев гостиниц, турфирм, сервис-компаний, местных гидов-переводчиков, это большой вклад в нашу национальную экономику и в благосостояние казахстанских семей.
- Какими будут эти национальные стандарты?
- Определены стандарты по услугам туристического сервиса для проектных организаций, объектов дорожного сервиса, юрлиц и ИП в сфере туризма. К примеру, в отношении дорог четко регламентируются параметры обустройства их инфраструктуры и ее качественный уровень. Обсуждается вопрос контроля за звездностью отелей и сервисом в заведениях питания.
- Что еще планируется делать для развития внутреннего туризма?
- На данный момент уже определены 73 направления – так называемые ЕХРО-маршруты. Развивается инфраструктура, детско-юношеский туризм, открыты новые авиа-, ж/д маршруты в популярных направлениях. Строится автобан Астана – Темиртау. Обсуждается вопрос прокладки дорог на Алаколь и в Кендерли в Мангистауской области. В Кендерли, к слову, планируется построить город-курорт с аэропортом, для этого привлекаются инвесторы. Трасса Алматы – Талдыкорган уже закончена на 90% – там практически идеальное полотно, путь из Алматы сократился чуть ли не вдвое. Также сейчас из Астаны прокладывается дорога до Темиртау, она где-то на 50% закончена. Практически готова дорога Западная Европа – Западный Китай, коридор которой будет проходить через всю Россию, в Казахстан он входит в Мартукском районе через Актобе, идет через Шымкент, Тараз, Алматы до таможни «Достык» и дальше будет уходить в Китай. Получается, это фактически новый Шелковый путь, через который, например, европейский турист, сев на свой транспорт, может проехать через Россию, посетить Казахстан и уехать в Китай. Это очень перспективное направление, потому что, если мы будем активно в сотрудничестве с компетентными органами России и Китая развивать это направление, то мы получим большой поток туристов.
- Ставится ли какая-то планка по увеличению доли туризма в структуре ВВП?
- Вы знаете, в туризме у нас уже неплохие показатели, в частности, в 2014 году доход от турдеятельности составил 366,5 млрд тенге. Это практически в два раза больше уровня 2010 года, когда показатель был 188,9 млрд. Стоит отметить, что 2017-й станет годом туризма КНР в Казахстане, годом «Астана ЕХРО», это безусловно скажется на показателях и уровне доходов сферы туризма и всех смежных отраслей.
- Танирберген, а как у нас ведется статистика по внутреннему и въездному туризму?
- Актуальный вопрос. В разных странах статистика ведется по-разному. У нас в Казахстане подсчитывают по числу ночевок. В 2015 году количество ночевок составило 7 млн койко-суток, планируется увеличить этот показатель до 16 млн к 2020 году. Или же показатель заполняемости гостиниц – по нему тоже ведется учет – составил 23,5%. Надо отметить, что на данный момент заполняется лишь четверть номеров. К 2020 году планируется увеличение до 45%.
- Как государством стимулируются частные инвестиции в сферу внутреннего туризма?
- Государство активно поддерживает турбизнес льготными кредитами. Фондом «Даму» через субсидирование ставки вознаграждения на данный момент уже поддержано 420 проектов в сфере туризма на общую сумму кредитов 89 млрд тенге. Кроме того, в рамках гарантирования кредитов в сфере туризма подписано 105 договоров по кредитам на сумму 3 млрд 702 млн тенге. Если у нашего гражданина есть проект в сфере туризма, например, он хочет открыть гостиницу, он идет в «Даму» и под низкий процент получает кредит от государства. Средняя ставка, насколько я помню, – это 7%, согласитесь, это не 20%, которые дают БВУ под какие-то коммерческие проекты.
Таким образом, план развития отрасли таков: определить основы страновой рекламации, поддержать бизнес с целью развития инфраструктуры, сделать внутренний туризм доступным, а въездной – популярным. Зачастую в периоды экономических спадов бизнес склонен пересматривать сектора для инвестиций, а люди – пересматривать привычные направления работы и отдыха. Уверен, у нас получится.