«Не нужно думать, что на рынке будет тесно. Каждый найдет своего клиента»
АВТОР

27.07.2016 • 18:00 3698

«Не нужно думать, что на рынке будет тесно. Каждый найдет своего клиента»

Глава Яндекс.Такси о выходе на казахстанский рынок

Заказ такси через мобильное приложение становится нормой, вытесняя старую модель, когда вам необходимо было звонить в диспетчерскую службу, заказывать автомобиль и полчаса объяснять, как лучше проехать к подъезду. Кажется, что мобильные приложения делают все возможное, чтобы заказчику было удобно: заранее сообщают имя водителя и номер автомобиля, на экране телефона можно проследить движение автомобиля и оплатить поездку по безналичному расчету.

Нелегальные извозчики вытесняются технологичными сервисами, но тут возникает другая проблема – сервисов становится все больше, а размер рынка не меняется. Например, не так давно на казахстанский рынок вышел один из крупнейших сервисов по вызову личного транспорта – компания Uber. Казалось бы, для нашего рынка игроков вполне достаточно. «Не нужно думать, что на рынке будет тесно. Каждый найдет своего клиента»,- уверяет генеральный директор «Яндекс.Такси» Тигран Худавердян. Спикер рассказал «Капитал.kz» о планах компании по выходу на казахстанский рынок и преимуществах приложения перед конкурентами.

Расширение рынка

У Яндекс.Такси есть свой план экспансии рынков, кроме тех городов и стран, где мы уже представлены. Сейчас нас можно найти в более чем 20 городах России, но мы хотим развиваться дальше и решили присмотреться к Казахстану. Для нас это новый и интересный опыт. Казахстанский рынок очень перспективен в плане роста и развития онлайн-сервисов по вызову такси. Не могу сказать, что пока мы столкнулись с какими-то трудностями, да и трудностями их не назовешь. Самое интересное всегда начинается уже после запуска. Сейчас говорить о трудностях пока рано. В Казахстане нет жестких государственных ограничений по количеству лицензий, например, а для нас это очень важно, ведь мы хотим стать большим игроком на этом рынке.

Когда ты начинаешь, очень важно, чтобы машины располагались так, чтобы до места заказа можно было добраться за несколько минут. В первое время у компаний часто бывают проблемы с соотношением количества водителей и клиентов, поэтому нужно уметь расставить машины по городу правильно. На первом этапе с этим сталкиваются многие аналогичные сервисы и нужно время, чтобы подстроится под рынок.

Наше отличие еще и в том, что мы знаем не только об адресах и расстояниях, но и о пробках в городе, и рассчитываем маршрут и время поездки с учетом текущей ситации на дорогах.

Новый формат

Бизнес-модель по которой работаем мы, отличается от всех остальных. Часть компаний на рынке нанимают отдельных водителей и подключают их к системе, часть владеют автомобилями напрямую. Мы же заключаем договора с местными таксомоторными парками. Такая модель показала свою эффективность в остальных городах, где мы представлены, поэтому я не думаю, что мы будем в ней что-то менять. По крайней мере сейчас.

Мы договариваемся с таксомоторными парками о партнерстве. Среди компаний мы выбираем наиболее конкурентоспособных, тех, кто наилучшим способом зарекомендовал себя на рынке. Очень важную роль играет и парк автомобилей: мы рассматриваем компании, у которых есть по меньшей мере 20 автомобилей в запасе. В Алматы мы пошли тем же путем: наладили работу с 9 автопарками, которые располагают порядка 150 автомобилей. Если говорить обо всем сервисе, сегодня к нему подключено более 70 тысяч автомобилей из 600 таксопарков и диспетчерских.

Я могу честно сказать, что с финансовой точки зрения на запуск в Алматы мы пока не потратили ничего. Основные расходы у сервисов обычно уходят именно на маркетинг, ведь компании нужно привлечь достаточное количество клиентов, чтобы обеспечить полноценную загрузку водителей. Мы заключили контракты с таксомоторными парками, но маркетинг и рекламу пока не запускали.

Такси на автомате

Самому таксопарку необходима система автоматизации управления, которая позволяет наладить взаимодействие таксопарка с водителями и помочь им в работе. Когда мы заключаем договор с таксомоторным парком, то предоставляем им программное обеспечение «Яндекс.Таксометр», благодаря которому можно полностью автоматизировать работу таксопарка. Приложением пользуются и сами таксисты, так как через него они получают заказы.

Основная проблема таксистов - это так называемые короткие поездки, когда пассажира можно доставить от точки А до точки В за короткое время. Сервис по вызову такси можно сделать относительно недорогим, в случае, если сам водитель находится где-то поблизости. Если у таксиста увеличивается время простоя или холостого пробега до клиента, то цена на услуги увеличивается.

ce82c73e791a9793283fc12889e.png

Наш сервис работает таким образом, что срочные заказы отдает тем водителям, которые находятся ближе всего к клиенту. За счет такой модели машина приезжает быстро. За приближением машины можно следить прямо на карте с мобильного устройства, а телефон водителя и номер машины приходят в виде смс сообщения. Пока к оплате принимаются только наличные. Тарифный план такой: первые два километра пути обойдутся в 100 тенге, далее — 50 тенге за каждый километр. В ближайшее время пользователям станет доступна и оплата через банковскую карту. Если говорить о популярности этих способов оплаты, то в России, например, примерно четверть платежей совершается по карте, остальные – наличными. Но доля безналичных оплат постепенно растет.

Все по безналу

Конкуренция среди сервисов положительно повлияет на рынок. В борьбе за потребителя сервисы вынуждены повышать качество обслуживания, делать тарифы доступными, а в выигрыше в итоге остается потребитель. Кроме того, такие платформы расширяют рынок в целом. Вам, как клиенту, не нужно обзванивать компании, спрашивать, есть ли у них свободные автомобили, и объяснять, как вас найти и проехать к дому. Все это уже показано через приложение, что существенно упрощает процесс заказа – всего пара кликов и такси выезжает.

У каждого сервиса есть свои особенности. У нас, например, есть собственная система качества: когда таксист в очередной раз выходит на смену, приложение может попросить его выслать фото машины снаружи и внутри. Это нужно, чтобы мы видели, что машина чистая, без повреждений, ремни безопасности на месте. Водитель может начать получать заказы только после этого. Такой метод позволяет следить за качеством сразу большого количества автомобилей. Для компании на такие операции затраты не большие - всего два цента, зато эффективность такого контроля очень высокая.

Отдельно нужно отметить безналичный расчет за услуги по вызову такси. Несмотря на то, что все постепенно переходят на безналичный вариант платежей, все еще остаются те, кто хочет расплачиваться за такси наличными. Не все пока привыкли к оплате через банковскою карту. У Яндкс.Такси как раз есть возможность оплаты как наличным, так и безналичными способом. Думаю, такой вариант больше подходит для компании, когда она только выходит на новый для нее рынок. Например, сейчас в Алматы доступна как раз система оплаты наличными, но в будущем мы введем и безналичный расчет.

«Персоны Капитала». Истории успешных бизнесменов. Известные имена и лучшие бизнес-идеи. Подписывайтесь на нас здесь.

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Такси Яндекс.Такси Тигран Худавердян

27.07.2016 • 18:00 3698

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
«Не нужно думать, что на рынке будет тесно. Каждый найдет своего клиента»
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика