В российском городе Смоленске простаивает более 20 автотранспортных средств и 80 вагонов в адрес казахстанских получателей. Машины и вагоны, которые прибыли в Смоленск после 30 июня этого года, таможенные органы России разворачивают и отправляют обратно, сообщили в пресс-службе НПП «Атамекен».
При этом в рамках межведомственного взаимодействия Федеральная таможенная служба России сообщила казахстанским таможенным органам, что 25 машин, которые прибыли в Смоленск до 1 июля, уже оформлены и направляются в Казахстан. По вагонам информация уточняется.
Все машины и вагоны, которые прибыли в Смоленск в ночь с 30 июня на 1 июля и позже, проверяются на предмет ставок ввозных таможенных пошлин, и по итогам принимается решение. «В случае, если товары проходят по нулевым ставкам в ЕТТ ЕАЭС, то транспорт оформляется и пропускается в РК, если нет, то закрывается транзитная декларация, и весь транспорт, как авто, так и ж/д, разворачивается назад и отправляется в пункт отправления», - рассказали в НПП.
Заместитель председателя правления НПП Дана Жунусова отметила, что в настоящее время в России в отношении ряда стран действуют специальные односторонние экономические меры. Данные меры не урегулированы нормативно-правовой базой ЕАЭС и являются суверенным правом каждого государства-члена. Вместе с тем, отметила представитель «Атамекен», с 2010 года территории Беларуси, Казахстана и России, а с недавних пор и Кыргызстана, являются единой таможенной территорией, что в свою очередь накладывает отпечаток на ввоз товаров на таможенную территорию Союза и соблюдение запретов и ограничений, вводимых одним из государств Союза.
По словам зампреда правления НПП, на протяжении более 1,5 лет (с августа 2014 года) и Евразийская экономическая комиссия, и уполномоченные органы государств-членов предпринимали неоднократные попытки урегулировать проблемы с транзитом по территории России. В декабре 2014 года была принята Рекомендация Коллегии ЕЭК, согласно которой санкционная политика не должна распространяться на товары, которые следуют по территории ЕАЭС под таможенной процедурой таможенного транзита. В 2015 году началась работа по разработке механизма взаимодействия государств Союза при введении санкций, сегодня обсуждается система прослеживаемости товаров от момента ввоза до конечного потребителя. «Однако по факту никаких изменений с проблемами в отношении транзита товаров по территории России на сегодняшний день нет. Остается надеяться, что в ближайшем будущем уполномоченным государственным органам союза удастся найти консенсус и принять решение, которое позволит минимизировать негативное влияние на предпринимателей и исключит дополнительные финансовые нагрузки при импорте товаров», - отметила Дана Жунусова.
По ее словам, правительство Казахстана направило запрос в правительство России, чтобы те рассмотрели возможности транзита по территории РФ ряда стратегически важных товаров. «В эту категорию входят исключительно промышленные товары, от которых критически зависит технологический процесс отечественного производства. Здесь речь не идет о товарах продовольственного назначения, которые в большей степени находятся в санкционном списке», - подчеркнули в НПП.
Вместе с тем, как отметила зампред правления НПП, решение российской стороны по итогам рассмотрения обращения не гарантирует беспрепятственный проезд наших товаров. В связи с этим она попросила казахстанских предпринимателей самостоятельно оценивать риски и финансовые издержки ввиду сложившейся ситуации.