С каждым годом в Казахстане появляется все больше площадок для воркаута и оборудованных залов для кроссфита (силовые виды спорта). Интерес к установке уличных спортивных площадок проявляет как государство, так и частные лица. Популярность здорового образа жизни напрямую способствует развитию этой отрасли рынка. В связи с этим в Казахстане за последние несколько лет было налажено собственное производство снарядов и площадок, сообщает корреспондент kapital.kz.
История отечественного производства спортивных площадок и турников началась в 2010 году. В то время в Казахстане еще не укрепились какие-либо крупные компании по производству уличного спортивного оборудования. В роли основных поставщиков выступали производители России, Украины или Европы. Например, прототипом разработанного компанией TURNIK.KZ в 2010 году турника был украинский аналог. С постепенным увеличением спроса среди населения стал расширяться рынок, а затем и производство. По словам директора TURNIK.KZ Асана Рамазана, просто сварить конструкцию - металл с металлом - может каждый сварщик, поэтому многие занимаются изготовлением турников для дополнительного заработка. Всего в Казахстане около пяти компаний, которые серьезно занимаются производством уличного спортивного оборудования. Кроме них есть около 50 небольших мастерских. «Турниками заниматься не так просто, это не железки, которые вы пошли и продали, это очень тонкий бизнес», - отметил Данил Аитов, директор компании KENGURU KAZAKHSTAN.
Спрос на уличное спортивное оборудование, а также оборудование для домашнего фитнеса и кроссфита достаточно большой. Крупные компании по программам корпоративной социальной ответственности выделяют бюджеты на установку бесплатных площадок по городу. Фитнес-клубы, тренажерные залы, специализированные кроссфит-клубы также заказывают площадки, турники и специальные снаряды. Кроме этого, можно установить личный турник у себя дома.
«На спорте никогда не экономили и экономить не будут, это сравнимо с тем, что экономить на своем здоровье», - отмечает Данил Аитов.
Основная часть заказов приходится на частные лица – установить площадку той или иной величины можно, например, в квартире или в частном доме. «У нас 80% заказов идут от частных лиц, 15% - фитнес-клубы, 5% - государство», - рассказывает Асан Рамазан.
И заказы они делают в основном у местных производителей. Раньше компании, занимающиеся установкой площадок для воркаута и оборудованием кроссфит-залов, выписывали все необходимое у российских и европейских производителей. На сегодняшний день доля казахстанского содержания в этом производстве более 50%. По словам Асана Рамазана, с партнерами из других стран возникали проблемы - по срокам поставки, по стоимости и из-за отсутствия контроля качества продукции.
«Покраска используется либо российская, либо турецкая, если яркие накладки, различные инструменты и расходные материалы - это Китай. Но мы идем к тому, чтобы использовать именно местное оборудование. С ним легче работать. Трубы и металл казахстанские. Различные ставки, крепления, все производится здесь, основное закупается в Алматы», - говорит он. Один из цехов казахстанского производства спортивного оборудования находится в верхней Каменке в Алматы. К сегодняшнему дню он обеспечивает 12 рабочих мест.
Как рассказывает Данил Аитов, директор KENGURU Kazakhstan, единственное, что не изготавливают в Казахстане на сегодняшний день, это хомуты (крепления), которые составляют примерно 3-ю часть всего оборудования. Объем партий выкупаемых хомутов за год составляет 1500. Для изготовления этой части оборудования необходимо более крупное производство. Сейчас наши производители, как рассказывает ведущий специалист отдела продаж домашнего спортоборудования компании TURNIK.KZ Олжас Великий, пытаются наладить производство хомутов в Казахстане, в частности, уже изготавливают хомуты для квадратных труб.
Стоит отметить, что над проектом уличной площадки или, например, шведской стенки для частного лица, работают не только в цеху. Проект изначально появляется в "Автокаде" и в "Иллюстраторе". После этого свою работу выполняют инженеры на заводе. «Не каждый взялся бы за этот бизнес, потому что он сложный, так как нет готовых чертежей. Конструкцию спортивную просто так не изготовишь, нужно давать гарантию, что не сломается, выдержит вес, не упадет», - рассказывает Асан Рамазан.
В планах казахстанских производителей в ближайшие годы расширить свое производство и выйти на международный рынок, наладив экспорт в другие страны. На сегодняшний день турники нашего производства уже изготавливались для заказчиков из России, что напрямую говорит о том, что у казахстанского рынка производства уличного спортивного оборудования есть перспективы.