Известный китайский предприниматель, основатель компании Alibaba Group, работающей в сфере интернет-коммерции, Джек Ма принял участие во встрече со специалистами в области e-commerce, инфокоммуникационных услуг и сервисов, онлайн-платежей АО «Казахтелеком» и студентами казахстанских вузов, исследующих процесс развития электронной коммерции в стране. Основатель компании электронной коммерции Alibaba Group, сумевший вывести ее на уровень капитализации в $195 млрд, вдохновил аудиторию своим рассказом о стратегии бизнеса и философии жизни, о культуре труда и правильным управлением человеческим капиталом.
Говоря о себе и своих соратниках, Джек Ма признался, что он и его помощники проделали сложный и тернистый путь «из грязи в князи». Но у них все получилось! А если получилось у таких как они, то вполне может выйти и у 80% населения земного шара. «Мы обычные люди: у нас не было богатых отцов или влиятельных дядюшек. Никто из нас не окончил хороший университет. Я подавал заявки на трудоустройство более 30 раз, но никто так и не ответил мне согласием. Это правда – мы с моими друзьями пытались устроиться даже в компанию Kentucky Fried Chicken, но никто не хотел нас брать. Я хотел подать заявку на работу в полиции и стать полицейским, но это у меня не вышло. А однажды, продолжая искать работу, я зашел в отель с моим двоюродным братом. Он выше и красивее меня: спустя пять минут собеседования брата приняли на работу, а мою заявку отклонили. Прошло 34 года и мой кузен все еще работает в отеле, а я поменял свою жизнь кардинально», – начал свою мотивационную речь Джек Ма.
Миллиардер поведал о трех китах, на которых зижделся его успех. Во-первых, он был чрезвычайно бережлив с деньгами. Это позволило ему выжить на первоначальном этапе. К тому же бережливость в вопросах финансов позволяет его компании чувствовать себя уверенно и в настоящее время.
«Люди говорили: как у вас все получилось? Когда мы создавали компанию Alibaba, мы собрали $50 тыс. от 18 человек. Это небольшая сумма. Но в то же время мы постоянно помнили, с кем мы конкурируем. Это были огромные интернет-компании, вроде Yahoo. У них были миллиарды долларов. И если бы мы позволили себе растратить те деньги неаккуратно, мы бы погибли. Даже сегодня, получая весь наш денежный поток, мы думаем о том, как тратить деньги максимально осторожно», – поделился первым секретом своего успеха Джек Ма.
Во-вторых, как признался основатель Alibaba Group, он ничего не смыслил в высоких технологиях.
«Я сугубо не технологический человек. Моя стезя – это работа с людьми, коммуникации, правильное мотивирование сотрудников, грамотная стратегия и тактика в отношении человеческого капитала. Это то, что я сильно люблю. В технологиях я разбираюсь так же, как и 80% людей на планете, то есть очень слабо. Поэтому один из главных принципов, который я поставил во главу угла, когда создавал компанию электронной коммерции Alibaba Group, заключался в том, чтобы все работало максимально просто и понятно, чтобы любой человек, даже случайно нажавший на кнопку, мог получить искомый результат. Я сам все тестировал, и если я сталкивался с тем, что я чего-то не понимаю, то сразу выбрасывал этот инструмент в мусорную корзину, потому что знал, что, если я ничего не понял, то и 80% жителей планеты Земля тоже в этом не разберутся», – рассказал о втором критерии успеха Джек Ма
В-третьих, основатель Alibaba Group признался и в том, что он сотоварищи никогда не занимались планированием. По его словам, залог успеха лежит в том, чтобы не следовать бизнес-плану. Сотни и тысячи людей могут написать толстый, никому не нужный бизнес-план, который они сами вряд ли осилят прочесть. Выпускники лучших школ и университетов собаку съели на подготовке огромных бизнес-планов: у них в этом поразительный талант. Однако в большинстве случаев никакие бизнес-планы и модели не работают. Работает только один-единственный принцип: уходит от тебя клиент довольным, с улыбкой на лице или он громко хлопает дверью, ненавидя тебя и посылая проклятия. Во втором случае все бесполезно, даже если вы умудрились заработать кучу денег. Вы все растеряете, а на восстановление репутации уйдут годы, если не вся жизнь.
В свою очередь Джек Ма поведал и то, кого следует, а кого не следует брать на работу, как подбирать правильных людей в свою компанию. Хорошее образование для Джека Ма не имеет никакого значения. Если оно есть – хорошо, однако это вовсе не показатель «правильности» сотрудника.
«Управление персоналом, которое я так люблю, поверьте, ничуть не легче технологий и инноваций. Я вам скажу, что совсем не обязательно, а иногда даже вредно ориентироваться на лучших. Это большая ошибка начинающих миллионеров. У меня появилось $5 млн, и я нанял, как мне казалось, супермена – вице-президента одной из компаний, дорогостоящего профи. Он составил мне бизнес-план на $12 млн, от которого я был в шоке. У меня ведь не было $12 млн! У меня было всего 5 млн. На что профи заметил мне, что он никогда не составлял бизнес-планы меньше, чем на $12 млн! Я хочу сказать, чтобы вы были реалистами и работали только с подходящими вам людьми», – поделился своим мнением миллиардер.
Между тем, по словам главы Alibaba Group, не нужно и злоупотреблять «новичками» – вчерашними студентами после университетов, потому что у них проблемы с собственным «я»: они будут всегда беспрекословно идти за вами, но вряд ли когда-либо предложат что-то «свое» и проявят необходимую инициативу. Нужны люди, поработавшие в малом и среднем бизнесе, набившие шишек: их можно микшировать с новичками, и так вы получите нужный сплав.
По словам Председателя Правления АО «Казахтелеком» Куанышбека Есекеева, мотивационная встреча Джека Ма с сотрудниками компании была организована для того, чтобы коллектив мог почерпнуть знания и узнать правила жизни успешного человека, что называется, из первых уст. «Сегодня мы пригласили лучших работников из наших филиалов – это те, кто ежедневно общается с нашими клиентами, генерирует идеи и инновационные решения, занимается модернизацией нашей компании. Уверен, ценные рекомендации self-made личности и бизнесмена мирового масштаба не просто оставят неизгладимые впечатления, а послужат стимулом для трансформации каждого участника встречи», – отметил Куанышбек Есекеев.