Рынок алкоголя активно развивается - производство вина и коньяка увеличилось более чем в полтора раза и обогнало на 62% объемы произведенной водки. Для сравнения, годом ранее водки произвели на 9% больше, чем вина и коньяка, вместе взятых. Такие данные приводит energyprom.kz.
Производство напитков (как алкогольных, так и безалкогольных) в стоимостном выражении за I квартал 2016 прибавило к аналогичному периоду годом ранее 2,1% и достигло 47,2 млрд тенге.
Темпы роста уступают прошлогодним (I квартал 2015 обгонял показатели 2014 года на 6,6%).
В натуральном выражении в I квартале 2016 года наибольший прирост к аналогичному периоду годом ранее отмечен в сегменте игристых вин - более чем в 2,5 раза, до 621 тыс. литров. В целом производство вина и виноградного сусла выросло на 63,1%, до 8,3 млн литров. Также значительно выросло производство коньяка (плюс 55,4% к I кварталу 2015, до 1,3 млн литров) и ликеров (плюс 46,1%, до 454 тыс. литров).
Производство водки и питьевого спирта, напротив, сократилось на 9,3%, до 6 млн литров. Также сократилось и производство пива - сразу на 13,6%, до 89,7 млн литров.
Сектор безалкогольных напитков ушел в минус весь: минеральные воды - на 3%, до 105,5 млн литров, прочие напитки - на 5,8%, до 204,7 млн литров.
По итогам первых двух месяцев* отечественные производители обеспечивают 95% спроса на минеральные воды и безалкогольные напитки, 90% спроса на ликеро-водочные и коньячные изделия, а также на пиво, и 67% спроса на вино.
События. Казахстанские виноделы расширят экспортный потенциал. Национальное агентство по экспорту и инвестициям Kaznex Invest намерено продвигать экспорт отечественного производителя в Россию, США и страны Европы. Управляющий директор Kaznex Invest Аскар Арынов отметил, что экспорт вин казахстанского производства - одно из направлений по продвижению и позиционированию Казахстана на зарубежных рынках как производителя высококачественной продукции. По его словам, в 2015 году виноградные вина производства Казахстана экспортировались в объеме 727,8 тыс. литров на сумму 3,9 млн долларов. По сравнению с 2014 годом экспорт в стоимостном выражении увеличился в 4,8 раза, в натуральном произошло увеличение в 5,2 раза.
Сам Казахстан, в свою очередь, вошел в первую пятерку стран - импортеров грузинского вина. По данным Национального агентства вина, в марте-январе 2016 года из Грузии в 26 стран мира экспортировано 7,7 млн бутылок вина (0,75 л), что на 51% превышает аналогичные данные прошлого года. Казахстан завез 784,8 тысячи бутылок.
*учитываются оперативные данные балансов, расчет ведется по объемам производства в натуральном выражении.
В региональном разрезе в стоимостном выражении безусловный лидер по производству напитков - Алматинская область (57,3% от общего объема, 27,1 млрд тенге за I кв. 2016, плюс 0,1% к аналогичному периоду прошлого года), так как в регионе работают крупные компании производители.
Еще 12,6% объемов производства (5,9 млрд тенге, плюс 19,1% к I кварталу 2015) концентрирует Алматы.
В натуральном выражении по производству коньяка лидирует Алматы (688,7 тыс. литров), трехкратный прирост за год. По производству водки в лидерах Акмолинская область (2,4 млн литров, плюс 0,2%). Пива больше всего произвели в Алматинской области (28,8 млн литров, однако за год объемы снизились на 14,9%).
Цены предприятия-производители* подняли за год (по итогам апреля 2016) больше всего на коньяк (плюс 57%, до 1316 тенге за литр). Цены на водку выросли на 27,4%, до 572 тенге за литр, на шампанское - на 22%, до 622 тенге за литр, на пиво - на 12,7%, до 195 тенге за литр. Минеральная вода подорожала на 34,8%, до 43 тенге за литр.
В рознице литр водки подорожал для казахстанцев на 19,8% за год и стоил в апреле в среднем по республике 1977 тенге за литр. Дешевле всего среди крупных городов и мегаполисов по РК приобрести литр водки можно было в Талдыкоргане (за 1704 тенге), дороже всего - в Астане (за 2462 тенге). Наибольший рост цен за год по итогам апреля отмечен в Кызылорде - сразу на 21,3%, до 1870 тенге за литр.
*Цена производителя - цена единицы реализуемой продукции в момент ее выхода из ворот предприятия, без учета НДС и акцизов, торговой и сбытовой наценки и транспортных расходов, связанных с движением продукции от производителя к покупателю.
**Розничная цена - регистрируется непосредственно в местах реализации продукции населению.