Бизнесмену из Мангистауской области Ринату Бикмухаметову - 21 год, свое дело открыл три назад. Он совместно с Наурызом Суюнкуловым и Темирланом Намазгали ведет рекрутинговый портал «Работа Актау», а также владеет клининговой, строительно-ремонтной компаниями. Корреспондент центра деловой информации Kapital.kz узнал о текущей ситуации по Мангистауской области в этих сферах.
- Назовите самые востребованные специальности в Мангистауской области.
- Все люди хотят стать нефтяниками либо работать в нефтяных компаниях на любых позициях. Если говорить про остальные сферы, востребованы медицинские работники, очень популярны вакансии в промышленных секторах. Это обусловлено тем, что в Актау сосредоточено немало предприятий, в том числе иностранных, именно в данном секторе.
- В чем главная особенность ярмарки вакансий Мангистауской области?
- Большинство людей идут в промышленный и добывающий сектора, потому что там зарплаты выше среднего уровня по области. Чтобы попасть в иностранную компанию, необходимо иметь хорошую базу - соответствующий уровень знания языков, профессиональные навыки. Иностранцы всегда ищут для себя наиболее подготовленных сотрудников, это большой стимул для жителей области, чтобы соответствовать требованиям и развиваться.
- Насколько высока конкуренция в сфере клининга на рынке Актау?
- Рынок Актау не привык к клинингу, здесь этот вид услуг только начинает развиваться. Моя компания, по сути, является монополистом в этой сфере по Мангистауской области. Другие бизнесмены пытались открыть подобный бизнес, но им не хватало терпения довести дело до конца, потому что в нашем регионе приходится развивать с нуля не только свои услуги, но и всю отрасль в целом.
- А на республиканский уровень не планируете выйти?
- Сейчас моя цель - охватить весь запад Казахстана: Жанаозен, Актобе и Атырау. Ведем переговоры, открываются филиалы. Планируем сделать франшизу или просто открыть свои новые предприятия.
- В 1990-е годы уборщиком мог устроиться любой желающий, потому что туда никто не шел. Изменилась ли ситуация сейчас?
- Сейчас люди, особенно молодые, хотят сразу после университета устроиться начальником, директором. Повторюсь, для работы на этих должностях нужны опыт, определенные знания, а не только желание. Все хотят быть кем-то повыше, но так не бывает. Поэтому люди до сих пор не очень охотно идут в сферу клининга, уборки помещений. В Актау на такую работу устраиваются в основном приезжие - люди, которые рады хотя бы небольшим деньгам и не считают работу уборщика чем-то зазорным. Когда я основывал это предприятие в 18 лет, сам ходил по заказам, убирал, для меня это не было постыдным, потому что я знал, что зарабатываю честно, своим трудом.
- С какими трудностями сталкивались в процессе реализации идей до нынешнего состояния действующего бизнеса?
- Тяжело было найти персонал. Кто-то обманывал, другие недобросовестно выполняли свою работу, клиенты жаловались. Второй момент - люди-заказчики. Они не понимали, что такое клининг. Они заказывали, но смотрели на нас с недоверием. Но мы просто делали свою работу, как надо, благодаря этому люди потихоньку начинали доверять, узнавали наше качество. Третье - были проблемы с клиентами в сфере МСБ, так как работа только с физическими лицами не даст больших прибылей, необходимо сотрудничество с крупными предприятиями. Были проблемы, большинство из которых удалось преодолеть.
- А как вы подбираете персонал для своих компаний?
- Я провожу собеседования с каждым кандидатом, на основании которого понимаю, ради чего - карьеры или денег - человек хочет у меня работать. Сейчас сложно найти хорошие кадры. Даже сотрудник с опытом может сослужить плохую службу, если однажды поступит чисто по-человечески не совсем хорошо. Бывает наоборот - сотрудник обладает идеальными человеческими качествами, но не имеет большого опыта работы. Думаю, что в моих глазах он будет в приоритете, так как хочет научиться работать, это большой плюс не только в плане саморазвития, но и для процветания компании. Такие люди приходят не ради денег, а для того чтобы вырасти профессионально и приобрести опыт.
- Если к вам придет человек без опыта, вы его возьмете?
- Если я вижу инициативу и желание у претендента, чувствую потенциал для роста, то, конечно, приму на работу. Этот человек может сыграть в развитии компании хорошую роль. Тогда как сотрудник, который научен чему-то одному, привык работать только по одной системе, порой оказывается не готов к переменам, иногда тормозит развитие. Все зависит от желаемой должности, сферы и конкретной ситуации.
- За счет чего вам удается держать на плаву несколько больших предприятий, которыми вы управляете?
- У меня есть баланс. Если одно из предприятий вдруг захромает, даст не очень большой финансовый приток за определенный квартал, я приму решение перенаправить на него финансы из другой структуры бизнеса. Необходимо иметь как минимум одну стабильную компанию, чтобы общий баланс оставался положительным, была некая подушка безопасности.
- Удается ли избежать сокращения сотрудников?
- Стараемся не бросать своих сотрудников, в случае чего устраивать на другие позиции, решать эти вопросы, потому что сокращение персонала, увольнения - сложный процесс. Я отлично понимаю, что каждому сотруднику нужны деньги, работа, необходимо кормить семью, выплачивать кредиты, поэтому стараюсь всегда помогать своим сотрудникам, заботиться о них. Сейчас у нас в строительной сфере несколько объектов, мы стараемся продвигать новые для меня направления. Думаю, что благодаря этому не придется кого-то сокращать.
- Ощущаются ли экономические трудности на работе ваших компаний?
- В принципе, да. В плане сокращения договоров с предприятиями. Они стараются обойтись без услуг клининговых компаний, своими силами, это влияет. Но мне кажется, что кризис в первую очередь в наших головах, и мы должны, несмотря ни на что, двигаться вперед, искать другие пути для развития, новые возможности привлечения финансовых притоков. Допустим, в сфере капремонта квартир люди ищут дешевую рабочую силу. Найти ее не проблема - в нашу страну приезжает много гастарбайтеров из соседних стран. Однако нет гарантии, что их услуги будут качественными. Я стараюсь все контролировать в своей компании, потому что понимаю, что только за счет абсолютного качества можно заслужить доверие населения и иметь спрос на свои услуги во все времена.