Предметом разногласий между авиационными властями России и Казахстана стали три рейса из Астаны в Улан-Батор авиакомпании «Эйр Астана». Речь идет о пролете над территорией России (менее 300 км, то есть 15 минут полета). Об этом центру деловой информации Kapital.kz сообщили в пресс-службе «Эйр Астаны».
«И речь идет не столько о выплате роялти, как пытаются представить это российские авиационные власти, сколько о попытке установить необоснованные права на перевозки. При этом на сегодня значительная часть прав на выполнение регулярных рейсов, согласованных между авиационными властями двух государств, не используется», – говорится в сообщении авиакомпании.
В «Эйр Астане» пояснили, что по межправительственному соглашению о воздушном сообщении между Россией и Казахстаном при выполнении беспосадочных рейсов в третьи страны назначенные перевозчики обеих стран вправе неограниченно пролетать над территориями обеих стран. Так, российские перевозчики выполняют свыше 600 рейсов в неделю, пролетая над территорией РК без каких-либо условий с казахстанской стороны.
«Со своей стороны Федеральное агентство воздушного транспорта (ФАВТ РФ) за предоставление законного права пролета казахстанской авиакомпании пытается добиться существенного расширения прав, а также оплаты роялти в пользу Аэрофлота. Для оказания давления на казахстанскую сторону ФАВТ объявляет региональный маршрут из Астаны в Улан-Батор дальнемагистральным транссибирским маршрутом, соединяющим Европу с Азией. Достаточно взглянуть на карту, и станет очевидным, что пролет 300 км будет проходить из Азии в Азию и не является транссибирским маршрутом», – говорят в авиакомпании.
Международная организация гражданской авиации (ИКАО) подтвердила, что маршрут из Астаны в Улан-Батор не относится к системе транссибирских маршрутов (ТСМ).
«К сожалению, ФАВТ позволяет себе нарушать межправительственное соглашение между нашими странами и игнорировать подтверждение ИКАО о том, что маршрут из Астаны и Улан-Батора не относится к ТСМ. Нам непонятно, на каком основании казахстанская авиакомпания для пролета 300 км по региональному маршруту должна платить роялти Аэрофлоту, как того требует ФАВТ? О каком прецеденте отказа от оплаты пролета по транссибирскому маршруту идет речь? Напротив, в случае оплаты создастся прецедент незаконной оплаты пролета по региональному маршруту, который не является транссибирским маршрутом», – говорится в заявлении компании.
Также уточняется, что ни межправительственное соглашение, ни договоренности между авиационными властями подобного не предусматривают.
«Контрольный пакет акций АО «Эйр Астана» принадлежит государству, и компания не может без оснований осуществлять платежи, тем более конкурирующей организации. О нарушении фундаментальных принципов справедливой конкуренции на территории Евразийского союза в случае оплаты казахстанским перевозчиком роялти Аэрофлоту говорить не имеет смысла, это очевидно. Сам Аэрофлот ввиду отсутствия законных оснований отказался озвучивать цену роялти за пролет. Так что «Эйр Астана» находится в неведении, о какой сумме идет речь. Проблема состоит в незаконных и несопоставимых требованиях ФАВТ. В том числе предоставление дополнительных коммерческих прав, включая назначение второго российского перевозчика по маршрутам Москва - Астана и Москва - Алматы. И это в условиях падения спроса на авиаперевозки, девальвации национальных валют и продолжающегося усиления доминирования Аэрофлота в России», – отметили в «Эйр Астане».
Они выразили надежду на то, что вопрос решится при участии правительства России.
«Казахстан и Россия – образец дружественных государств с высокой степенью взаимного уважения и доверия, строящегося веками, и три рейса в неделю между Астаной и Улан-Батором не окажут эффекта ни на Аэрофлот, ни на экономику России. Мы надеемся на то, что правительство РФ остановит ФАВТ от таких незаконных требований», – заключили в авиакомпании.
Карта транссибирского маршрута и пролета 300 км над территорией России