USD
446.49₸
-0.910
EUR
475.38₸
-2.170
RUB
4.79₸
+0.030
BRENT
87.21$
-0.040
BTC
64359.90$
+824.000

Чего ждать от банков будущего?

О том, каким будет будущее банков, рассуждали иностранные и казахстанские спикеры

Share
Share
Share
Tweet
Share
Чего ждать от банков будущего?- Kapital.kz

В свое время CEO и основатель трейдинговой платформы Kantox Филипп Жели отметил, что «новое поколение пользователей, представителей поколения миллениалов, уже не соответствуют традиционным банковским устоям. Они идут прямо к финтех-сервисам». Именно такие прогнозы делают зарубежные спикеры, считая, что модель банков будущего соединит в себе лучшие достижения финтеха, но останутся в рамках регулирования. О том, каким будет будущее банков, рассуждали иностранные и казахстанские спикеры.

Известный футуролог Томас Фрей возглавляет DaVinci Institute, который специализируется на долгосрочных прогнозах в разных областях – от технологий и медицины до экологии и образования.

- Какие банковские продукты и услуги будут актуальны в будущем?

- Сегодня в мире около 2,5 млрд людей, которые не имеют доступа к традиционным банкам, однако почти половина из них имеют мобильный телефон. Это позволило некоторым из самых бедных стран перескочить в более богатые, поскольку им не нужно беспокоиться о своей устаревшей инфраструктуре. Для примера, люди в Африке имеют в три раза больше шансов использовать мобильные деньги, чем их коллеги в Европе и США. На самом деле девять африканских стран в настоящее время имеют больше счетов для мобильной оплаты, чем традиционные банковские счета.

a65c0cf3952e4d886aba3db5a74.png

Кения является примером того, как мобильные деньги могут существенно преобразовать экономику страны. В 2006 году менее 30% взрослого населения имели доступ к традиционным финансовым услугам. Сегодня благодаря M-PESA (поставщик платежных услуг для абонентов мобильного оператора – прим. авт.) эта цифра составляет более 65%. Изначально M-PESA была разработана как система для погашения микрофинансовых кредитов через телефон, это снизило затраты, связанные с обработкой наличности, и, таким образом, позволило предложить более низкие процентные ставки. Но после пилотного тестирования этот проект был расширен и стал общей системой денежных переводов. Проект был запущен в 2007 году от крупнейшего оператора мобильной сети страны Safaricom, и сегодня им пользуется более чем 17 млн кенийцев. При этом одно исследование показало, что доходы сельских кенийских домохозяйств, использующих M-PESA, увеличились на 5-30%. Кроме того, наличие мобильных платежей дало старт многим стартапам в Найроби. В 2014 году службой было обработано сделок на сумму более $20 млрд, и эта цифра равна более чем 40% от ВВП Кении.

- Каким вы видите развитие банкинга в развивающихся странах к 2020 году?

- Большая часть FinTech-революции, происходящей в мире технологий, направлена на улучшение экономики развивающихся стран.

Сегодня в мире насчитывается 2,6 млрд пользователей смартфонов, и эта цифра будет до 6,1 млрд к 2020 году. В итоге смартфоны заменят многие современные банковские услуги и откроют двери для новых платежных технологий, а также новых банковских возможностей.

Например, банковские переводы сейчас по-прежнему занимают от двух до трех дней, технология Bitcoin позволяет переводить деньги мгновенно и безопасно от человека к человеку. Это вдохновляет такие стартапы, как Abra, для того, чтобы разрабатывать более удобные и доступные способы перевода денег.

С помощью Abra все могут отправить деньги со своего смартфона любому другому человеку. Если пользователь хочет отправить $5 другу, все они нуждаются в номере телефона получателя. Если получатель не имеет Abra на свой телефон, они будут получать текстовые сообщения с предложением его установить.

Если пользователь хочет отправить $5 другу, все, что нужно, – это номер телефона. Если у получателя нет приложения Abra на телефоне, он получит текстовое сообщение о том, что он установил приложение. При этом Abra позволяет хранить деньги в цифровом виде на своем телефоне, отправить их на любой телефонный номер, а затем, используя сеть Abra, через традиционные банки производить обмен электронных денег на наличные. Потому что все деньги хранятся непосредственно на телефоне, Abra никогда не касается денег.

Приложение Abra в настоящее время работает в США и на Филиппинах и планирует в ближайшие несколько лет расширять свое присутствие в Индии и других частях Азии. В 2014 году объем денежных переводов семьям в развивающихся странах составил $436 млрд, поэтому этот рынок имеет огромный потенциал.

a89cd3e09cb82a285a023988b13.png

Сергей Антонян, руководитель направления исследований финансовых технологий Национального агентства финансовых исследований (НАФИ)

- За какими продуктами, по вашему мнению, будущее?

- В глобальной перспективе мы видим все возрастающую популярность p2p-кредитов. Роль финансовых институтов снижается, и уже через 10 лет мы будем жить в мире, где банки – это всего лишь элементы инфраструктуры, зажатые между требованиями регулятора и конкуренцией со стороны IT-компаний. Основные драйверы роста p2p-кредитования – недостаточное проникновение банковских услуг (по нашим данным, 21% взрослого населения России не имеет банковского счета), а также спрос на кредитные продукты на фоне замедления темпов роста банковского кредитования.

c81cff39a7d15f073b190860593.png

Андрей Тимченко, заместитель председателя правления по розничному бизнесу Сбербанк-Казахстан

- Какой он – банк будущего?

- Я думаю, что банк в будущем станет абсолютно невидим. Однако именно он будет стоять за всеми повседневными делами клиентов. Иначе говоря, заходя в магазин, клиент покупает все, что необходимо, а выдача кредита на покупку или списание с депозита происходит уже без его участия.

- Далеко ли казахстанским банкам до этого?

- Сегодня казахстанские банки находятся на достаточно высоком уровне по международным стандартам. Я был удивлен, что во многих развитых странах – США, Европе – все еще есть крупные игроки, технологии которых находятся на начальном этапе. Хотя, возможно, сейчас им нет необходимости меняться…

- Сейчас многие пророчат победу финтеха над банками…

- Я не думаю, что финтех победит банки, как и не думаю, что банки в том виде, в котором они есть сегодня, победят финтех. Будет что-то среднее: в каких-то направлениях банки подтянутся до уровня финтеха, а финтех интегрируется в банки, возможно, в качестве партнера. У банков есть черты, которых нет у финтеха. В первую очередь фининституты являются местом хранения средств населения. Финтех же в основном заходит на рынок платежей и переводов. Не зря, например, в большинстве стран эту нишу не смог занять никто, кроме банков, несмотря на то, что и мобильные операторы, и ретейлеры пытались выйти на этот рынок. У банков есть свои рычаги, и основной из них – это фактор надежности. Оборотной стороной которого, кстати, является неповоротливость банков.

- Вы имеете в виду регулирование?

- Да, банки неповоротливы во многом из-за высокой зарегулированности. Но именно она создает барьеры для входа других игроков, соответственно, банки могут чуть менее быстро меняться, чем, например, ретейлеры.

50972bb15ed347e25d83477c4f9.png

Нурлан Жагипаров, управляющий директор, курирует развитие инновационных технологий в Казкоммерцбанке

- Сейчас отмечается рост финтеха. Как вы считаете, не потеснит ли он банки?

- Сегодня в глобальном масштабе активно появляются финтехи, дистракторы. Новые стартаперы направлены на узкий продукт, например, переводы или получение кредитов, и они делают это очень хорошо. Понятно, что за счет такой специализации они могут делать это более качественно. И сейчас мы видим, что появляются компании, финансирующие тех клиентов, которые не могут получить кредит в традиционных банках. Их сегодня уже 10 или 15, и они появляются в Казахстане. Даже если посмотреть на сегмент кредитования P2P (когда физлица предоставляют кредиты другим физическим лицам), уже 2-3 компании, которые объявили о том, что готовы предоставлять эти услуги в Казахстане. Мы со своей стороны готовы выступить в качестве технологической платформы. На сегодняшний день мы предоставляем свои различные сервисы не только клиентам, но и банкам, чтобы они продавали их под своим брендом, например, процессинговые услуги. Мы будем продолжать эту стратегию и дадим возможность всем финтех-стартапам сотрудничать с нами. У нас есть идея создать Казком Lab, куда будут приходить талантливые ребята, создавать свои наработки и упаковывать их в готовые сервисы. Я думаю, что мы для себя нишу в новом мире найдем. Возможно, она будет несколько иная.

Очевидно, что сегодня поведение клиентов меняется. Например, количество звонков в колл-центр стагнирует, число клиентов интернет-банкинга не растет в отличие от пользователей мобильными приложениями. На сегодняшний день порядка 46-48% наших клиентов пользуются только мобильными приложениями. Я думаю, количество пользователей мобильного банкинга в этом году будет больше, чем интернет-банкинга.

- Ожидается, что через 10 лет «пластик» исчезнет. Каковы ваши прогнозы?

- Этот тренд мы видим уже сегодня. Потребность в оплате не изменится, а форма будет меняться. Людям все равно необходимо будет оплачивать товары, услуги. Сейчас это «пластик», через какое-то время это будут мобильные приложения. Мы уже запустили приложение, в котором зашита карта, и с помощью этого приложения можно производить оплату без самого «пластика».

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.