Вопрос получения роялти российскими авиакомпаниями за пролет по транссибирским маршрутам является барьером для равной конкуренции. Об этом заявили в Национальной палате предпринимателей РК «Атамекен», сообщает пресс-служба организации.
«НПП неоднократно подчеркивала, что вопрос получения роялти российскими авиакомпаниями за пролет по транссибирским маршрутам является барьером для равной конкуренции. Стоит понимать, что негосударственная поддержка, которую получают наши российские коллеги, ставит в неравное положение казахстанские авиакомпании и искажает взаимную и добросовестную конкуренцию», - отметила и.о. заместителя Председателя Правления НПП РК Дана Жунусова.
При этом, отметили в НПП, российская сторона в рамках требования по оплате роялти по новому авиасообщению «Астана – Улан-Батор» выставляет казахстанской стороне взамен, далеко не выгодные и не равнозначные условия, что нарушает экономический паритет сторон.
Дана Жунусова напомнила, что данный вопрос поднимался в ходе 18 заседания Межправительственной комиссии по сотрудничеству между РК и РФ 11 февраля т.г. Однако, несмотря на достигнутые договоренности о предоставлении российскими коллегами информации о правовых основах и условиях использования ТСМ для казахстанских авиаперевозчиков, решение до сих не найдено. Более того, в переговорном процессе, российской стороной было выставлено требование о предоставлении также взамен на безвозмездное пользование воздушным пространством России по новому авиасообщению, дополнительных коммерческих прав по действующим маршрутам: «Москва – Астана» и «Москва – Алматы».
«Необходимо понимать, что транспортная отрасль, а, в частности, сфера гражданской авиации, является особенно чувствительным сектором экономики Казахстана. На этом фоне особую обеспокоенность у отечественного бизнеса вызывает принятое в начале марта т.г. Постановление Правительства РФ (от 7 марта 2016 года № 171) в части приобретения авиабилетов, возмещаемых за счет средств федерального бюджета только на рейсы российских авиакомпаний или авиакомпаний других государств-членов ЕАЭС», – подчеркнула Дана Жунусов.
По мнению НПП данный акт вызывает настороженность ввиду того, что могут быть предоставлены преимущества российским авиакомпаниям перед авиапредприятиями других государств-членов ЕАЭС.
«В условиях углубляющихся процессов интеграции, основанных на партнерских отношениях между Казахстаном и Россией, казахстанское бизнес-сообщество надеется на положительное разрешение данных вопросов без создания дополнительных барьеров в двусторонних дружественных экономических отношений», - отметили в НПП.
Напомним, с 27 марта 2016 года авиаперевозчик «Эйр Астана» намерен открыть новое регулярное прямое авиасообщение «Астана – Улан-Батор». В данном случае, при совершении авиасообщения казахстанский борт, ввиду соответствующего географического расположения РК, должен будет пролететь порядка 300 км через воздушное пространство России. Однако российская сторона требует от «Эйр Астаны» оплаты роялти, как за пользование системой Транссибирских маршрутов (ТСМ). При этом, как отмечает казахстанский авиаперевозчик, по определению ИКАО (International Civil Aviation Organization), к системе ТСМ не относятся воздушные трассы, используемые при выполнении полетов из Казахстана в Монголию, Китай и Южную Корею.
В свою очередь, казахстанская сторона, в соответствии с положениями двухсторонних международных соглашений между Казахстаном и Россией не выставляет каких-либо ограничений, связанных с пролетом российских бортов над воздушным пространством Казахстана в третьи страны, это относится и к полетам в трансазиатские направления.