Делись, за дорогу не дерись
АВТОР

18.03.2016 • 16:30 5057

Делись, за дорогу не дерись

В мире каршеринг популярен, у нас только знакомятся с этой услугой

Зачем приобретать собственный автомобиль, если пользуешься им всего пару-тройку раз в неделю? Ведь, помимо бензина, личный транспорт требует оформления страховки, оплаты налога и регулярного техосмотра. А вечное простаивание в пробках? На Западе эту проблему решили сдачей авто в аренду. Вариант краткосрочной аренды авто (каршеринг) без услуг водителя с поминутной или почасовой тарификацией стал настолько популярен, что сегодня число пользователей перевалило за 2,3 млн человек. Каршеринг – это, по сути, превращение строго индивидуального транспорта в продукт массового потребления.

В конце 40-х прошлого века жилищный кооператив в швейцарском Цюрихе приобрел для своих членов несколько автомобилей, которые предоставлялись в аренду. С этого, собственно, берет начало история становления каршеринга. В 1970-е были попытки поставить коммунальное пользование автомобилем на коммерческие рельсы, однако проект забуксовал из-за отсутствия технических возможностей. В 2000 году американская компания Zipcar сформировала парк автомобилей исключительно для сдачи в аренду. Сегодня она является второй крупнейшей каршеринговой компанией в мире.

Если вначале мировые автоконцерны поглядывали на общественную аренду автомобилей с опаской, считая, что услуга остановит развитие автомобильной промышленности, то теперь они пытаются оседлать волну. Например, немецкий производитель BMW представил на рынке свою каршеринговую компанию DriveNow, у Volkswagen теперь есть сервис Quicar, а General Motors в начале этого года анонсировал запуск Maven – приложения, через которое можно удаленно забронировать авто и получить к нему доступ со смартфона. В эту перспективную отрасль решили выйти и казахстанские компании. Хотя их количество пока строго лимитировано, по словам самих игроков, рынок имеет все перспективы развития.

Выгода для пользователей

Существует две модели коммерческого каршеринга. Первая – business to customer – специализированная компания сдает в аренду свой парк автомобилей. Вторая модель называется peer to peer, это когда компания арендует частные автомобили у тех, кто решил немного подзаработать. То есть у такой компании нет своего парка, они сдают в аренду ею же арендованные автомобили.

Согласно отчету Frost & Sullivan, к 2020 году их число вырастет до 26 млн, в то время как оборот отрасли увеличится с $1 млрд в 2012 году до $6,2 млрд к 2020 году. Пока что страной-лидером в каршеринге являются США. Там количество пользователей арендных авто превысило 1,5 млн человек. Сегодня каршеринг как никогда укладывается в новую концепцию – sharing economy (совместное потребление. – Ред.). Журнал Time назвал ее одной из идей, которые изменят мир.

По разным оценкам, использование авто через каршеринг обходится дешевле услуг того же такси в 2-4 раза. Так как стоимость рассчитывается поминутно или взимается по часам аренды, это остается главным преимуществом системы. По словам Асылбека Есенова, директора компании ТОО «Арба Каршэринг Клаб», работающей под брендом Doscar, в структуре затрат на обслуживание личного авто, помимо топлива, есть очень много других статей расходов. Это амортизация, ремонт, страхование, содержание и, самое главное, это время, которое человек тратит на обслуживание машины. Причем это время, за которое вам не платят, это ваше личное время. «Исследования на Западе показывают, что средний автомобиль используется всего лишь 1 час в сутки. Каршеринг позволяет оплатить только лишь этот час, забыв про все другие издержки», – подчеркивает Есенов.

f52d52897eb7faf3520203008ec.jpg

Стоимость тарифа на каршеринговую машину варьируется от условий. По словам спикера, рентабельность напрямую зависит от загруженности дорог. Стоимость поездки определяется по формуле «время+пробег». Цены меняются в зависимости от модели машины и времени использования автомобиля. «Необходимо иметь в виду, что стоимость включает в себя топливо, страховку ОГПО и КАСКО. Цены меняются в зависимости от модели машины и времени использования автомобиля. К примеру, использовать Hyundai Accent в будний день можно днем за 500 тенге в час и ночью за 200 тенге и оплатить фактический пробег. Стоимость 1 км варьируется от 20 тенге до 80 тенге. В выходные днем на 100 тенге дороже, а ночью – всего на 20 тенге, иными словами 220 тенге за час. К слову, съездить из центра города в аэропорт и обратно можно примерно за 2500 тенге», – говорит Асылбек Есенов. Кроме того, все тяготы, связанные с эксплуатацией арендованного авто, остаются вне поля зрения заказчика, ведь владелец берет все расходы на себя.

По мнению Николая Бочарова, главы Caspian Rent-a-car, рентабельность данного вида бизнеса небольшая. Поскольку нужно учитывать такие расходы компании, как страховка, амортизация авто, затраты на обслуживающий персонал, автомойка и проч. «Если формировать цену с наибольшей выгодой для компании, то такое предложение станет не интересно арендаторам, и они обратятся к другим арендодателям», – уверен спикер.

Лучше свой, чем чужой

В Казахстане рынок каршеринга пока находится на стадии своего развития. Все больше компаний предлагают свои услуги в данной сфере, начиная от машин экономкласса и заканчивая машинами представительского класса. Такого мнения придерживается Николай Бочаров. «Однако из-за сложившихся обстоятельств в экономике люди не так сильно рвутся брать машины. Если в Европе аренда машины – это само собой разумеющееся, то у нас, если можно так выразиться, показатель роскоши», – подчеркивает спикер.

По словам Николая Бочарова, рядовой житель Алматы скорее не пользуется периодически услугами таких каршеринговых компаний. «И трудно будет повлиять на его решение. Сейчас основным фактором этого является экономическая нестабильность. Плюс, учитывая менталитет нашего народа, желание иметь собственную машину. Может быть, приобретенную в кредит, но собственную. Поэтому спрос на авто идет от гостей города», – говорит собеседник.

Экотакси

Помимо экономии кровных и личного времени, каршеринг меньше наносит ущерба экологии. Статистика на Западе показывает, что один автомобиль каршеринга «убирает» с дорог до 15 частных автомобилей. Соответственно, это приводит к снижению выбросов CO2 и освобождает парковочное пространство города. В связи с этим на Западе каршеринг-операторы получают поддержку муниципальных властей в виде предоставления бесплатных парковочных мест, автомобили каршеринга имеют право ездить на полосах для общественного транспорта. «Кроме того, мы рассматриваем возможность внедрения электрокаров, но в данный момент отсутствует соответствующая инфраструктура – специальные парковки с зарядными устройствами», – добавляет Асылбек Есенов.

Авто в среднем используется 2-3 часа в день, остальное время железный конь простаивает на парковке. Отсюда разговоры, что сервису по аренде авто вполне по силам разгрузить пробки на дорогах и улучшить городское пространство. Ведь в теории авто в каршеринге работает на примере персонального общественного транспорта: один клиент пользуется авто, сдает его, второй приезжает и забирает его. Таким образом, транспорт большую часть времени находится в движении, а парковочное место остается свободным.

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Telegram

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Каршеринг Казахстан Экотакси Асылбек Есенов страховки ОГПО и КАСКО

18.03.2016 • 16:30 5057

Поделиться
Новости партнёров
Loading...
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus