USD
494.87₸
-0.330
EUR
520.65₸
-1.690
RUB
4.91₸
-0.030
BRENT
73.87$
+0.120
BTC
98934.20$
+890.300

Мебельщики закалены девальвациями

Игорь Проценко ищет антикризисные инструменты по спасению своего дела

Share
Share
Share
Tweet
Share
Мебельщики закалены девальвациями- Kapital.kz

Больше двух десятков лет на рынке мебельной и деревообрабатывающей промышленности позволяют вице-президенту профильной ассоциации и директору компании «ТорнадоPlus» Игорю Проценко трезво оценивать ситуацию, которая сложилась сегодня в отрасли. Он с легкостью сравнивает и анализирует все девальвации, которые пережили казахстанцы с 1998 года, и выводит знаменатель – отпущенный в прошлом году в свободное плавание тенге впервые так сильно сократил шансы на выживаемость бизнеса, мебельного в том числе. С другой стороны, Игорь Проценко обозначил: он и его коллеги ищут антикризисные инструменты по спасению своего дела, и потенциал здесь весьма солидный.

- Игорь, давайте сразу о больном. Зафиксировав курс доллара на момент нашей беседы на уровне 365-370 тенге, хочу спросить вас: как сильно такая планка шокирует ваших коллег?

- Буду говорить на примере моей компании. В марте нам исполняется 22 года, как вы понимаете, успели повидать за это время многое. Например, курс 5 тг=$1 (!). Были непосредственными участниками дефолта 1998 года, или девальвации, если угодно. И, кстати, в течение трех последующих лет после той девальвации объемы нашего производства увеличились в разы. В первую очередь я связываю это с тем, что наша продукция на местном рынке стала более конкурентной и востребованной в сравнении с импортной. Что в конечном итоге и явилось мощным толчком для развития отрасли.

d5a193c4766c120a9afd4520314.png

Затянувшаяся на 8 месяцев девальвация, когда пытались сдержать курс, привела в итоге к тому, что угробили, на мой сугубо субъективный взгляд, обрабатывающее производство, особенно приграничное, другие отрасли. Сложно конкурировать в условиях границ в рамках ЕАЭС с российскими товарами, которые в результате девальвации стали в разы дешевле. В итоге к августу многие подползли уже, что называется, обескровленными. Для меня лично за гранью понимания, зачем было сдерживать 8 месяцев курс, чтобы в конечном итоге «уронить» его или пустить в свободное плавание. У многих предприятий остались обязательства в валюте, например, у нашей компании. Конечно, можно спросить: зачем брали? Так не давали в национальной! Полтора года ведутся разговоры о дедолларизации, сейчас, наконец, запретили указывать на сайтах цены в американской валюте. Да, шаг решительный. Между тем банки второго уровня по-прежнему кредитуют в долларах. Правда, на прошлой неделе наш банк-кредитор предложил рефинансировать заем в тенге. Я делаю вывод, что сами банкиры чувствуют приближение дедолларизации и начали превентивную работу по переводу займов и линий в нацвалюту. Ну, в итоге на примере опять же моей компании сумма займа в абсолютном выражении выросла в 2,5 раза на фоне общего падения производства, в том же абсолютном выражении – на 60%. Хорош бизнес, как говорится.

Можно много искать схожие черты и различия в кризисах 1998 и 2015 годов. Я бы, кстати, выделил еще одно, на мой взгляд, существенное отличие – психологического характера. Усталость, некое разочарование, по крайней мере, для людей моего поколения – собственников бизнеса. В то время мы все были в самом начале интересного пути, страшнее кризиса начала 90-х сложно было себе представить, терять было нечего по большому счету, впереди было светлое капиталистическое будущее. В этот раз все сложнее и страшнее. В этот раз есть что терять.

- Ну, а главное, спрос на мебель есть? Покупают?

- Спрос никуда не уходил и останется в любом случае. Пока есть у людей жилье и работа, всегда понадобятся кровати, на которых нужно спать, шкафы, куда нужно складывать одежду и белье, столы, за которыми нужно принимать пищу, стулья, на которых нужно сидеть, парты, за которыми нужно учиться, столы, за которыми нужно работать, и так далее. Так что работы много.

- В целом каково состояние всей отрасли – деревообрабатывающей промышленности?

- В отраслевой ассоциации мебельной и деревообрабатывающей промышленности, вице-президентом которой я являюсь, сегодня более 60 участников из числа крупных и средних мебельных предприятий. Вообще, по отрасли цифры примерно следующие: зарегистрированных производителей – более 800 по всей республике, из них чуть менее 300, платящих налоги, предприятий промышленного уровня – 3-4 десятка по всей республике. Основная часть – мелкие производители в основном в форме ИП, имеющие на балансе минимальный набор оборудования и ручного инструмента, производящие мебель штучно в индивидуальном порядке. 60% предприятий мебельной отрасли расположены в Алматы и области, так сложилось исторически. Алматинские предприятия являются также крупнейшими налогоплательщиками в данном сегменте. Конечно, предприятия мебельной промышленности расположены по всей территории страны – в Шымкенте, в Павлодаре, в Астане, в Усть-Каменогорске, в Уральске, в Актау и многих других городах. При этом на розничном рынке доля местного содержания нами оценивается в 30%, на рынке госзаказов и субподрядных работ, я боюсь, и того меньше.Учитывая даже серьезное снижение платежеспособности населения и снижение объемов заказов со стороны государства, у нас остается огромный ресурс при условии, что программа импортозамещения и поддержки отечественного производства, провозглашенная главой государства, найдет отклик у чиновников на местах.

- Одной из основных проблем предпринимателей, которые ведут мебельный бизнес, является конкуренция. Со стороны импорта в первую очередь. Все правильно? Как сейчас с этим обстоят дела и, главное, какие решения есть у данного вопроса?

- Конкуренция – это всегда хорошо, я считаю. Помогает поддерживать себя и предприятие в тонусе, при условии, что носит она здоровый характер. Сейчас наша ассоциация, аккредитованная в Национальной палате предпринимателей «Атамекен», добилась участия своих специалистов – экспертов в аудитах мебельных производств на предмет соответствия статуса отечественного товаропроизводителя для участия в конкурсах и субподрядных работах. Объясню, чтобы был понятен масштаб проблемы. В 2014 году этим статусом, а вместе с ним и сертификатом СТ-КЗ, подтверждающим долю местного содержания в продукте, обладали 2500 «предприятий»! Цифра огромная, особенно учитывая, что реальных производителей с подготовленной и развитой производственной инфраструктурой, производящих мебель серийным способом, способных к участию в сложных и масштабных проектах, не наберется и четырех десятков. Вот и получается, что пока основной конкурент – не импортная продукция, а местная фирма, купившая статус отечественного производителя и спокойно импортирующая мебель из России и Китая, обладающая определенным адмресурсом для получения подрядов и пользующаяся всеми льготами для местного производителя, которые у нас закреплены на законодательном уровне. Мы были на нескольких таких предприятиях, ни одно из них даже отдаленно не напоминает производство.

То есть наиболее острый вопрос, который сейчас стоит, – это борьба с недобросовестными конкурентами, так скажем, на местном рынке. Хотя то, что они делают, конкуренцией назвать можно лишь при сильно развитом воображении, а вообще, их деятельность, на мой взгляд, явно попадает под определенные статьи Уголовного кодекса. Ведь речь идет о бюджетных средствах.

Мы проводим работы совместно с Национальной палатой предпринимателей по внедрению индустриального сертификата, в России такой сертификат уже есть, называется «промышленный». Здесь вопросы о статусе промышленного предприятия отпадут сами собой, надеюсь.

- Вы знаете, что Казахстан ведет постоянную борьбу за позиции в рейтинге Doing Business, который отражает комфортность ведения бизнеса в определенной стране. Учитывается ряд индикаторов, таких как налогообложение, законодательство и так далее. Как вы оцениваете в целом условия ведения бизнеса в нашей стране?

- Нам необходимо наладить открытый и доброжелательный диалог с органами власти. С теми, кто понимает, что проблемы трудоустройства населения у себя в регионе, налоговые поступления от промышленных предприятий, инвестиции в реальный сектор, развитие обрабатывающего сектора – это важнейшие вопросы государственного масштаба и, если хотите, национальной безопасности. И государство, и президент требуют решений этих вопросов от чиновников на местах.

- Каковы масштабы у вашего бизнеса сегодня и какие краткосрочные планы строите в кризисных условиях?

- Как я уже говорил, наша компания на рынке с 1994 года. Опыт накоплен колоссальный, репутация довольно сильная. За плечами огромный опыт участия в очень крупных проектах в качестве поставщика отечественной мебели, учитывая, что мы работаем в сегменте B2B.

Спад в прошлом году составил 60%. Боремся, что скажу. В качестве меры, способной как-то стимулировать спрос, в прошлом году мы запустили программу лизингового финансирования собственной продукции, причем заявку на лизинг можно оформить у нас на сайте, со сроком оформления не более 10 дней. Основная целевая аудитория – предприятия, осуществляющие свою деятельность даже в условиях кризиса, например, частные детские сады, школы, клиники и другие. На данный момент программа набирает обороты, у нас в клиентах уже полтора десятка частных учебных заведений. Также усиливается роль ассоциации. С ее помощью и с помощью НПП, думаю, нам в ближайшее время удастся отстоять права реального производителя и защитить его интересы. Даже в условиях съежившегося рынка, как я говорил, нам есть куда расти.

- Игорь, вы являетесь также председателем комитета по казахстанскому содержанию Ассоциации предприятий мебельных и деревообрабатывающих предприятий РК. Расскажите, как здесь складываются дела в последние годы?

- Глубина переработки, иначе – уровень локализации – у местных производителей мебели составляет 50% и выше. Встречал я долю казахстанского содержания и 99%, но времена таких «предпринимателей» прошли, сейчас довольно непросто обосновать этот показатель в конечной цене. Нормальный показатель, я считаю, – 50-70%, где эту долю можно обосновать. С развитием смежных отраслей уровень локализации будет расти безусловно. Например, сейчас в Казахстане параллельно внедряется несколько проектов плитного производства. Будет развиваться химическая промышленность, будет местная смола для пропитки тех же плитных материалов, будет бумага – основа для ламинирования и тому подобное.

- А что сегодня происходит в сфере госзакупок, на что нужно обратить внимание прежде всего, дабы совершенствовать этот процесс?

- Солидарная защита интересов отечественного товаропроизводителя.

В условиях кризиса, когда стало очевидно, что для защиты своих интересов необходимы какая-то консолидированная позиция и объединение усилий, ассоциация и явилась такой структурой, способной эти интересы объединить и отстоять. Две недели назад нам удалось провести что-то вроде съезда отечественных производителей мебели. В Алматы приехали более 20 представителей реального мебельного производства со всей республики, кстати, большинство на тот момент не являлись участниками нашей ассоциации. Сам этот факт говорит о многом, например, что проблемы на рынке госзаказов и субподрядных работ приобрели уже серьезные масштабы и что с этими проблемами в одиночку не справиться. В результате обсуждений подавляющее большинство делегатов высказалось в пользу вступления в нашу ассоциацию. Полагаю, в скором времени в самой отраслевой ассоциации создастся своего рода штаб , задача которого будет состоять и в способности оперативно вмешиваться в текущий ход конкурсных процедур и отстаивать права реального производителя в том случае, если его права ущемляются. Разумеется, что происходить это будет в рамках действующего законодательства и без нарушения конкурентной среды. Задача, повторю, заключается лишь в отстаивании прав отечественнго производства без всякого лоббирования интересов отдельных компаний. Поэтому, пользуясь возможностью, хотел бы пригласить в нашу отраслевую ассоциацию всех реальных производителей мебельной продукции, которых в стране достаточное количество. Я озвучил лишь один порученный мне блок вопросов. Вопросы инвестиций в мебельную отрасль, создание мебельных кластеров, торговых мебельных центров, профессинально-технического обучения специалистов, участие в совместных проектах – это лишь часть тех задач, которые стоят перед ассоциацией.

- А если говорить об экспорте продукции отечественных предпринимателей за рубеж? Что мешает развитию экспорта?

- Ничего не мешает. Более того, у нас есть предприятия, экспортирующие свою продукцию в ближнее и дальнее зарубежье. Есть компания, которая имеет свою розничную сеть – торговые салоны в России и Беларуси. Есть предприятия, оснащенные самым высокотехнологичным оборудованием и экспортирующие свою продукцию во все страны бывшего Союза. Ведь вопрос экспортного потенциала, на мой взгляд, – это вопрос технологий и подготовленного персонала, и совсем не обязательно для этого быть лесной державой. Ну а если еще и государство поможет развить этот потенциал, будет совсем здорово.

- Ну и завершающий вопрос, Игорь. Какие в целом настроения у ваших коллег сегодня? Боевой настрой перед трудностями или больше пессимизма?

- Времени для пессимизма не остается. Все наши мебельщики – люди, на мой взгляд, особой породы – закаленные в боях и прошедшие все возможные кризисы, привыкшие к невзгодам и трудностям. И уж точно мебельщики будут одними из последних, кто сдастся, тем более что отступать некуда. Есть понимание реалий, оценка их – дело сугубо личное. Как я говорил, на мой взгляд, реалии не порождают желания радоваться и улыбаться, но и складывать ручки мы не собираемся.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.