Некоторое время назад российская Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) предложила вскрывать на таможне не менее 5% посылок для того, чтобы искать контрафакт. Вопрос, который вызывает эта идея: не противоречит ли она озвученной ранее инициативе снизить порог беспошлинной интернет-торговли. Напомним, в конце прошлого года шло активное обсуждение необходимости изменения лимита, в рамках которого онлайн-покупатели могут получать посылки, не уплачивая пошлину, что необходимо для поддержки местных магазинов. Основной аргумент сторонников – большая часть заказов и так укладывается в сумму до 150 евро (предлагаемый лимит). Однако вместе с тем значительный поток товаров идет именно с китайских торговых площадок.
На внутреннем рынке Китая, по сообщению министерства экономики страны, объем контрафакта превышает 50%, приводит данные Артем Соколов, исполнительный директор АКИТ. В России, продолжает он, 26% потребителей недовольны своими покупками, и это связано прежде всего с поделками – таковы данные исследования, которое проводилось для выяснения впечатлений интернет-покупателей от полученных с зарубежных площадок товаров.
Однако спикер уверен: эти две инициативы – со снижением лимита беспошлинной торговли и проверкой 5% посылок – не противоречат друг другу, «поскольку это разные вопросы.
Идея проверять 5% посылок родилась из общения АКИТ с ведущими европейскими, китайскими, гонконгскими ассоциациями, в результате которого подписан билль о намерениях по совместной борьбе с контрафактом.
Один из эффективных способов борьбы с подделками, используемый гонконгской таможенной службой, – это проверка на предмет контрафакта посылок, товаров, перевозимых через границу. Особенность в том, что в Гонконге обнаруженный контрафактный продукт конфискуется и уничтожается на основе подтверждения правообладателя, то есть в досудебном порядке. У нас же, как поясняет эксперт на примере России, путь к решению лежит через суд – в отношении брендов, включенных в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. «Этот подход распространяется на юридические лица. Отправления, которые идут на имя физических лиц, также досматриваются, но в большей степени на наличие запрещенных к пересылке средств и товаров», – отмечает собеседник. Он, к слову, призывает не привязываться к цифре 5%, это просто норматив Гонконга и в отношении стран ЕАЭС может рассматриваться другая цифра.
Шавкат Сабиров, президент Интернет-ассоциации Казахстана, отмечает: необходимо разделять вопросы борьбы с контрафактом в принципе – эта тема стоит на повестке дня таможенных и правоохранительных органов Казахстана, и вопросы борьбы с контрафактом, поступающим из-за рубежа по заказам интернет-пользователей.
Казахстану нет необходимости проверять на контрафакт посылки и товары, которые покупаются беспошлинно в интернет-магазинах, уверен эксперт. Российская сторона объясняет эту меру необходимостью защиты отечественных интернет-магазинов. В Казахстане же другая ситуация: у нас пока нет такого количества «мощных и грозных» интернет-магазинов, которые следовало бы защищать на правовом уровне.
«Пользователь Казнета, покупающий товары в беспошлинном режиме, прекрасно знает, какой товар и по какой цене покупает. Вопросы контрафакта следует особо рассматривать в части оптовых закупок, осуществляющихся в предпринимательских целях. Беспошлинная торговля с зарубежных магазинов еще не велика и не составляет конкуренции бизнес-структурам. Три-четыре ноутбука, десяток платьев, сотня футболок и других товаров для личного пользования имеют отношение только к личным закупкам товаров для собственного использования», – говорит эксперт.
Отличие между Казахстаном и Россией и в объеме интернет-торговли. «Россия оценивает свой рынок интернет-торговли в $4 млрд; только Alibaba Group завозит в страну ежедневно больше 300 тыс. посылок при среднем заказе в $20. Казахстанский рынок интернет-торговли можно оценить только по сумме уплаченных в бюджет республики налогов, а не со слов заявителя. По итогам 2014 года приблизительный объем выручки интернет-магазинов составил менее $300 млн», – приводит цифры Шавкат Сабиров. Эксперт поясняет: это данные только по тем компаниям, для которых онлайн-бизнес является основным, то есть они не включают информацию по банкам, авиакомпаниям и торговым сетям, использующим традиционные способы продаж.
В Евразийской экономической комиссии «Капитал.kz» сообщили, что не получали предложения АКИТ, поэтому считают преждевременным «высказывать какие-либо суждения» по инициативе с досмотром 5% посылок. Более того, вопрос вряд ли будет рассмотрен с привлечением ЕЭК сейчас либо впоследствии: ни в действующем Таможенном кодексе, ни в проекте Кодекса Союза для ЕЭК не предусмотрены полномочия организовывать таможенный контроль (вскрытие упаковки или таможенный досмотр – одна из форм таможенного контроля).