USD
523.86₸
EUR
544.34₸
RUB
5.11₸
BRENT
72.98$
BTC
95511.20$
-1568.300

Нужно ли Казахстану защищаться от Alibaba?

Об интернет-покупках и контрафакте

Share
Share
Share
Tweet
Share
Нужно ли Казахстану защищаться от Alibaba?- Kapital.kz

Некоторое время назад российская Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) предложила вскрывать на таможне не менее 5% посылок для того, чтобы искать контрафакт. Вопрос, который вызывает эта идея: не противоречит ли она озвученной ранее инициативе снизить порог беспошлинной интернет-торговли. Напомним, в конце прошлого года шло активное обсуждение необходимости изменения лимита, в рамках которого онлайн-покупатели могут получать посылки, не уплачивая пошлину, что необходимо для поддержки местных магазинов. Основной аргумент сторонников – большая часть заказов и так укладывается в сумму до 150 евро (предлагаемый лимит). Однако вместе с тем значительный поток товаров идет именно с китайских торговых площадок.

На внутреннем рынке Китая, по сообщению министерства экономики страны, объем контрафакта превышает 50%, приводит данные Артем Соколов, исполнительный директор АКИТ. В России, продолжает он, 26% потребителей недовольны своими покупками, и это связано прежде всего с поделками – таковы данные исследования, которое проводилось для выяснения впечатлений интернет-покупателей от полученных с зарубежных площадок товаров.

Однако спикер уверен: эти две инициативы – со снижением лимита беспошлинной торговли и проверкой 5% посылок – не противоречат друг другу, «поскольку это разные вопросы.

Идея проверять 5% посылок родилась из общения АКИТ с ведущими европейскими, китайскими, гонконгскими ассоциациями, в результате которого подписан билль о намерениях по совместной борьбе с контрафактом.

Один из эффективных способов борьбы с подделками, используемый гонконгской таможенной службой, – это проверка на предмет контрафакта посылок, товаров, перевозимых через границу. Особенность в том, что в Гонконге обнаруженный контрафактный продукт конфискуется и уничтожается на основе подтверждения правообладателя, то есть в досудебном порядке. У нас же, как поясняет эксперт на примере России, путь к решению лежит через суд – в отношении брендов, включенных в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. «Этот подход распространяется на юридические лица. Отправления, которые идут на имя физических лиц, также досматриваются, но в большей степени на наличие запрещенных к пересылке средств и товаров», – отмечает собеседник. Он, к слову, призывает не привязываться к цифре 5%, это просто норматив Гонконга и в отношении стран ЕАЭС может рассматриваться другая цифра.

Шавкат Сабиров, президент Интернет-ассоциации Казахстана, отмечает: необходимо разделять вопросы борьбы с контрафактом в принципе – эта тема стоит на повестке дня таможенных и правоохранительных органов Казахстана, и вопросы борьбы с контрафактом, поступающим из-за рубежа по заказам интернет-пользователей.

Казахстану нет необходимости проверять на контрафакт посылки и товары, которые покупаются беспошлинно в интернет-магазинах, уверен эксперт. Российская сторона объясняет эту меру необходимостью защиты отечественных интернет-магазинов. В Казахстане же другая ситуация: у нас пока нет такого количества «мощных и грозных» интернет-магазинов, которые следовало бы защищать на правовом уровне.

«Пользователь Казнета, покупающий товары в беспошлинном режиме, прекрасно знает, какой товар и по какой цене покупает. Вопросы контрафакта следует особо рассматривать в части оптовых закупок, осуществляющихся в предпринимательских целях. Беспошлинная торговля с зарубежных магазинов еще не велика и не составляет конкуренции бизнес-структурам. Три-четыре ноутбука, десяток платьев, сотня футболок и других товаров для личного пользования имеют отношение только к личным закупкам товаров для собственного использования», – говорит эксперт.

Отличие между Казахстаном и Россией и в объеме интернет-торговли. «Россия оценивает свой рынок интернет-торговли в $4 млрд; только Alibaba Group завозит в страну ежедневно больше 300 тыс. посылок при среднем заказе в $20. Казахстанский рынок интернет-торговли можно оценить только по сумме уплаченных в бюджет республики налогов, а не со слов заявителя. По итогам 2014 года приблизительный объем выручки интернет-магазинов составил менее $300 млн», – приводит цифры Шавкат Сабиров. Эксперт поясняет: это данные только по тем компаниям, для которых онлайн-бизнес является основным, то есть они не включают информацию по банкам, авиакомпаниям и торговым сетям, использующим традиционные способы продаж.

В Евразийской экономической комиссии «Капитал.kz» сообщили, что не получали предложения АКИТ, поэтому считают преждевременным «высказывать какие-либо суждения» по инициативе с досмотром 5% посылок. Более того, вопрос вряд ли будет рассмотрен с привлечением ЕЭК сейчас либо впоследствии: ни в действующем Таможенном кодексе, ни в проекте Кодекса Союза для ЕЭК не предусмотрены полномочия организовывать таможенный контроль (вскрытие упаковки или таможенный досмотр – одна из форм таможенного контроля).

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.