С начала 2016 года в Казахстане вступила в силу норма, согласно которой отечественные авиакомпании должны иметь европейский сертификат аудита IOSA. По словам председателя совета директоров «Бек Эйр» Нурлана Жумасултанова, эта норма не соответствует Закону «Об использовании воздушного пространства и деятельности авиации». Кроме того, глава «Бек Эйр» подчеркнул, что у Казахстана нет обязательства перед ИАТА – европейской коммерческой неправительственной организацией, которая и рекомендует аудит IOSA. Но тем не менее, по словам Нурлана Жумасултанова, Комитет гражданской авиации РК (КГА) не стал противиться новой норме. «Требования КГА пройти аудит IOSA неправомерны, пока эти нормы не внедрены в национальное законодательство», - заявил в ходе пресс-конференции Нурлан Жумасултанов, сообщает корреспондент центра деловой информации kapital.kz.
По словам экспертов, у крупных авиаперевозчиков страны нет проблем с прохождение аудита IOSA. Однако на лоукостерах, таких как «Бек Эйр», эта процедура может сказаться не лучшим образом. «Эта процедура стоит 1,5 млн. долларов. Откуда авиаперевозчикам брать такие суммы? Видимо, у пассажиров», - говорит ветеран авиации и некогда глава «Эйр Казахстан» Дмитрий Душимов.
С другой стороны, как подчеркнул Нурлан Жумасултанов, если государство внедрит новые стандарты в законодательство, то в «Бек Эйр» готовы пройти аудит. Но есть и другие компании, совершающие меньше рейсов и с меньшей ликвидностью, которые не могут себе этого позволить. Серик Мухтыбаев, бывший заместитель председателя КГА, считает, что давление на небольших авиаперевозчиков вредит всей экономике в целом. «Итак ситуация в стране сейчас непростая. Надо давать возможности населению. Мы не имеем выхода к морю, и авиационное сообщение – лучший способ оперативной связи с регионами», - отметил Серик Мухтыбаев.
Кроме того, он напомнил, что в мире лоукостеры вроде Easy Jet являются одними из лидеров на рынке и пользуются большим спросом среди населения. Серик Боранбаев, некогда глава КГА, выступил в поддержку и отечественного лоукостера: «Компания стала популярна в народе, у них загрузка 85-90%. Выдавить с рынка такие компании – значит ударить по гражданам».
Справедливости ради Дмитрий Душенов отметил прогресс в работе КГА (представители которого, к сожалению, не пришли на пресс-конференцию, хотя получили приглашение): ведомство занимается реконструкцией аэропортов, приняло хорошую учебную программу для пилотов, но, чтобы эти меры не прошли даром, необходимо повернуться лицом к отечественным авиаперевозчикам, особенно малым. «У нас сейчас нацелены на развитие бизнеса, но в таком случае сторонние стандарты – это нонсенс», - подчеркнул Серик Мухтыбаев.