АВТОР

Валентина Нейштет

26.11.2015 • 11:11 3420

С глаз долой

Казахстанский бизнес отдает функционал на аутсорсинг

Именно в кризис компании начинают искать альтернативные способы оптимизации бизнеса. Рынок может предложить множество вариантов, но главным из них остается аутсорсинг. Иностранный термин можно определить не иначе как разделение труда. Компания передает часть своего функционала, а взамен получает снижение затрат. Передача непрофильных бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой компании теснит традиционные методы, к которым все привыкли. Капитальные расходы переходят в операционные, а организация экономит силы и средства основного предприятия. Казахстанский рынок пока мало приспособлен к подобному виду услуг. Речь идет скорее о моральной, нежели материальной готовности. Казахстанский бизнес не готов отдавать часть опций на поручение и предпочитает делать все сам. Между тем на рынке все же находятся компании, которые используют аутсорсинг в качестве подспорья, передавая одну или несколько функций на аутсорс.

Все – out

Первопроходцами в аутсорсинге остаются западные страны и США. Именно они обеспечивают основную долю рынка. По некоторым данным, Штаты отдали до 90% своего бизнеса на внешнее управление. Западные компании не отстают. Европейцы давно распробовали опцию на вкус и пользуются ею в «мирное» время, а не только в период кризиса, как принято считать. В топе стран, куда компании переносят бизнес, уже несколько лет лидирует Индия. Стране принадлежит шесть мест в рейтинге Thalons 2015 из первой дюжины. В этом году в рейтинг также попали Филиппины и Китай. Первыми претендентами на «аут» становятся call-центры крупных компаний. Последние переносят их в восточные страны, где стоимость услуг аутсорсинга практически граничит с себестоимостью.

«Топ-менеджмент задумывается о том, чтобы сократить персонал, занятый непрофильной деятельностью, и обращается в аутсорсинговые компании, предоставляющие соответствующие услуги. При принятии решения о переходе к аутсорсинговым моделям руководствуются чаще всего соображениями экономии, использования лучших навыков и возможностей, а также нехваткой собственных ресурсов», – объясняет Эрик Ашкенов, директор офисов Intercomp в Казахстане и Азербайджане.

65522950d599848fc95e5bc3279.png

Спикер добавляет, что сама по себе стоимость услуг в этом случае необязательно будет дешевле. Однако надо учитывать экономию рабочих мест, повышение качества и надежности, что в конечном счете приводит к снижению издержек. Общий принцип аутсорсинга складывается из одного предложения – то, на чем компания делает деньги, она выполняет сама, а для непрофильных функций нанимает специализированные компании.

Условно аутсорсинг можно разделить на три части: аутсорсинг бизнес-процессов (делегирование неосновных функций), производственный и географический (перенос части бизнеса в страны с низкими затратами на производство). В идеале поставщик услуг (аутсорсер) фактически становится функциональным подразделением заказчика, при этом оставаясь юридически, финансово и организационно независимым. Пожалуй, наиболее распространенными видами аутсорсинга остаются BPO (аутсорсинг бизнес-процессов), ИТ-аутсорсинг и бухгалтерский аутсорсинг. Первые два демонстрируют наиболее динамичные показатели роста. К 2018 году среднегодовой темп роста BPO должен достичь 6,1% (с начальных показателей 2013 года), или около $130 млрд. Неплохие темпы роста у ИТ-аутсорсинга (3,5%, или порядка $70 млрд). Такие цифры приводит в своем отчете HfS Research.

Отсекая лишнее

Бизнес еще не совсем свыкся с мыслью о том, что кто-то вне компании возьмет на себя часть функций. Компании желают контролировать все сами. Они скорее вынуждены переходить на аутсорсинг, на это их толкает исключительно экономическая ситуация. Компании достаточно скрупулезно относятся к расходу средств, даже если это касается проектов по повышению собственной эффективности, опять же ссылаясь на неопределенность экономической ситуации. Хотя в классической модели использование внешнего поставщика позволяет клиенту экономить до 30% стоимости, то есть кризис должен способствовать спросу на такие услуги. Аутсорсинг представляется палкой о двух концах: с одной стороны, опция может помочь сократить расходы на бизнес. Собственно, это и является привлекательной чертой. С другой – передача функций в «свободные руки» сопряжена с риском. Доверия заслуживает не каждая компания, а заказчик зачастую может столкнуться с утечкой информации или некачественным сервисом. Часто при сравнении себестоимости реализации той или иной функции внутри компании и коммерческого предложения компании-аутсорсера топ-менеджмент не принимает во внимание большое количество косвенных затрат, которые несет компания, когда сама реализует функцию.

«Для корректного сравнения нужно принимать в расчет не только заработную плату своих сотрудников и налоговые отчисления, но и много других статей расходов, таких как предоставление работникам соцпакетов и аренда офисных площадей, оборудование и автоматизация рабочих мест, IT-поддержка, обучение и повышение квалификации персонала, уплата штрафов при наложении санкций и так далее. При корректном экономическом расчете и правильной организации дальнейшей работы с провайдером экономия от передачи на аутсорсинг непрофильных бизнес-процессов может достичь 30%», – говорит Ашкенов.

По данным, предоставленным компанией Elite, содержание опытного специалиста по кадрам обходится на 40% дороже стоимости кадрового аутсорсинга. При этом бизнес-процесс, переданный провайдеру, дешевле не только за счет чистой денежной экономии, но и за счет финансовой ответственности аутсорсера, повышения гибкости и реакции на изменения, а также снижения рисков.

«Передача функции или процесса на аутсорсинг уменьшает его себестоимость в зависимости от множества факторов, включая технические особенности процесса, квалификацию провайдера, масштаб, финансы, риски, сроки аутсорсинга. Расстаться с собственным сотрудником гораздо сложнее, заменить аутсорсера легче. Шансы возмещения потерь работодателя с работника незначительны, аутсорсер, являясь юридическим лицом, более платежеспособен, он не уходит в отпуск и декрет, не берет больничные, тем самым обеспечивает бесперебойность услуги», – дает свою оценку Олег Парахин, генеральный директор ТОО «Рекрутинговая компания Elite».

Не все то золото

Наряду с положительными характеристиками аутсорсинга нужно отметить и ряд «побочных эффектов». К группе риска относится утечка информации. Это касается в основном ИТ-компаний. Снизить риски можно за счет детального выбора аутсорсера. Времени на это уйдет много, зато эффект будет качественнее. К тому же любая серьезная аутсорсинговая компания обычно берет на себя всю ответственность за исполнение проекта. В этом случае заказчик сохраняет контроль за процессом, но не учувствует в нем напрямую.

«Делайте то, что вы умеете делать лучше всего, остальное отдайте другим профессионалам», – вот основной принцип аутсорсинга. Возможность сконцентрироваться на главном в бизнес-процессе является ключевой. Что касается рисков, то аутсорсинг сокращает их количество, если процесс передан действительно профессиональному провайдеру. Как следствие, увеличение возможностей и снижение рисков влечет снижение издержек и повышение конкурентоспособности», – говорит Парахин.

Он настаивает на том, что привлечение аутсорсера дешевле содержания собственной структуры, так как его узкоспециализированность, как правило, выше, а себестоимость аналогичных функций ниже. Это происходит потому, что аутсорсер продает свои услуги «оптом».

Пожалуй, одной из главных трудностей, действительно препятствующих развитию аутсорсинга, является факт использования «серых» схем работы. Это препятствует развитию аутсорсинга, так как переход на аутсорсинг возможен только при полном соблюдении требований законодательства.

«Аутсорсинг-провайдер принимает на себя все риски, связанные с ведением учета. Наблюдая тенденции работы налоговых органов, мы можем предположить, что уже в ближайшее время использование «серых» схем станет все менее возможным», – добавляет Ашкенов.

В Казахстане аутсорсинг бизнес-процессов остается развивающимся видом оптимизации деятельности, которым пользуется небольшая часть отечественного рынка. При всех позитивных аспектах единого мнения в отношении внешнего управления пока нет. Одни с уверенностью говорят о всевозможных плюсах делегирования функций. Другие присматриваются к нему с опаской. Но по устойчивому развитию компаний, предоставляющих подобные услуги, можно отметить, что рынок растет и казахстанский бизнес перенимает иностранный опыт.

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Рекрутинговая компания Elite аутсорсинг в рк

26.11.2015 • 11:11 3420

Loading...