Самым популярным направлением отечественного экспорта в онлайне являются продукты и напитки, а также сельскохозяйственная продукция. Об этом свидетельствуют данные исследования международного центра интернет-торговли Allbiz.
Лидируют продукты и напитки.
Активнее всего продают в интернете продукты и напитки. На них приходится почти 12% от общего количества интернет-заявок за 9 месяцев этого года. Более 5% онлайн-заказов получают компании, работающие в энергетической сфере. На долю сельского хозяйства также приходится более 5% всех интернет-заказов, получаемых казахстанскими компаниями. Доля рынка стройматериалов составляет 2,6%.
Другие заметные категории товаров, которыми торгуют отечественные онлайн-предприниматели, – это промышленная химия, товары сферы здоровья и красоты, промышленные товары, авто-, мото-, велотехника, металлы и прокат, медицинская техника.
При этом объемы онлайн-экспорта по сравнению с началом года заметно сократились. Так, по итогам сентября количество заказов на основном экспортном рынке – продукты и напитки, было в два раза меньше, чем в январе. Общее количество заявок на десяти ведущих рынках, продукцию которых наши компании поставляют за рубеж, снизилось на 30%. Изменились и позиции отдельных рынков. Если в начале года третьим рынком по популярности были стройматериалы, то в сентябре на эту позицию поднялся рынок энергетики и добычи, который по итогам января был лишь десятым. В целом же состав десятки ведущих экспортных отраслей на протяжении года стабилен. Как и два ведущих рынка – продукты и напитки и сельское хозяйство.
Россия – вне конкуренции
Российские компании отправили почти 47% всех интернет-заказов на продукцию отечественных компаний. На украинские предприятия приходится почти 10% в общем количестве заказов. Казахстанские предприятия активно пользуются интернетом для продажи своей продукции и в другие страны. Например, поставляют свои товары коллегам из Узбекистана - они прислали 4,5% всех интернет-заказов на Allbiz. Также наши предприниматели получили значительно количество интернет-заказов из Кыргызстана, Турции, Китая, Беларуси и Польши. А замыкают десятку самых активных покупателей нашей продукции Греция и США. Всего доля ведущих десяти стран, в которые Казахстан продает продукцию через интернет, составляет 78% от всех продаж за рубеж.
Состав первой тройки стран, из которых приходит наибольшее количество заявок к компаниям Казахстана на протяжении всего года был стабильным. Но количество заказов заметно сократилось по сравнению с началом года. Так, количество заявок из России и Украины в сентябре упало почти в два раза по сравнению с январем. Еще заметнее просели поставки из Узбекистана – почти в 3,5 раза. Очевидно, что такое положение вещей объясняется кризисными явлениями в экономиках стран СНГ – в первую очередь России и Украины. В сентябре из десятки главных покупателей казахстанской продукции вышли Китай и Молдова – их места заняли Швеция и Иран. Но, учитывая стабильные позиции первых двух стран, можно спрогнозировать, что по итогам года они сохранят свои места в десятке.
В топах – мясо и зерно
Все три ведущих страны-покупателя казахстанской продукции в онлайне закупают примерно одни и те же товарные группы – табачную продукцию, алкоголь, мясо и зерно. В частности, Россия активно закупала в этом году бренди и водку, яйца, курятину и сельскохозяйственных животных, рапс, пшеницу и злаки. Российские компании интересовались дверями, ветросиловыми электростанциями, автомобильными запчастями и биологически активными добавками. Украина закупала табачную продукцию и алкоголь, подсолнечное масло и говядину. Украинские компании присылали заявки на комплектующие и запчасти к ж/д транспорту, а также мобильные телефоны и аксессуары. Третий лидер закупок Узбекистан – компании страны отправляли больше всего запросов на подсолнечное масло. Кроме него, спросом пользовались зерновые культуры, крупы, мука, пшеница, сухие строительные смеси и комбинированный корм для животных.
Кризис в России и Украине сократил объемы онлайн-заказов, которые получают из этих стран казахстанские компании примерно в два раза. Но тем не менее онлайн-торговля развивается, и на долю этих стран и Узбекистана приходится почти 60% от всего интернет-экспорта Казахстана.
Allbiz (www.all.biz) – международный центр интернет-торговли, на котором миллионы заказчиков и продавцов заключают самые выгодные сделки, независимо от того, на каком языке они говорят и в какой стране находятся.
На Allbiz представлена информация о 22 млн товаров и услуг от 1,4 млн компаний из 90 стран. География посетителей охватывает весь мир. Ресурс доступен на 26 языках. Число заказов превышает 15 тысяч в день. Офисы компании расположены в 19 странах: Украине, России, Казахстане, Молдавии, Узбекистане, Азербайджане, Грузии, Польше, Румынии, Болгарии, Греции, Египте, Тунисе, США, Аргентине, Перу, Малайзии, Индии и Китае.