Казахстанский бизнес будет испытывать сложности как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе, поскольку присутствуют значительные кризисные явления, к которым сам бизнес оказался неготовым. На протяжении последних 10 лет бизнес в Казахстане развивался за счет заемных средств банков второго уровня. Поскольку ликвидность банков была достаточно высокая, МСБ чаще привлекал заемные средства без участия в нем собственного капитала. Таким образом, сложилась практика, когда бизнес мог получить финансирование стартового капитала под гибкие проценты и на длительные срок, за счет чего формировался собственный капитал компаний, приобретались основные средства. Таким мнением с корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz поделилась партнер ТОО «First Legal Consulting Group» Эльмира Ибатуллина.
По словам Эльмиры Ибатуллиной, бизнес предполагал получать доходность в 50 и более процентов, что в какой-то степени позволяло производить погашение заемных средств. В случае просрочек банки охотно шли на рефинансирование собственных кредитов. Это и привело к закредитованности малого и среднего бизнеса – одной из наиболее значимых проблем, препятствующих его развитию.
Кроме того, по словам Эльмиры Ибатуллиной, наблюдается ухудшение финансового состояния, вызванное снижением потребительского спроса. Кроме того, добавляется неясность перспектив сбыта продукции, формирование ценовой политики на товары и услуги, а значит, и доли прибыли, которую бизнес относительно комфортно сможет отдавать на обслуживание кредитов и нести бремя налоговой нагрузки. В то же время внятной статистики по тому, какую именно выручку малые и средние предприятия тратят на обслуживание кредитов и какое значение можно считать пороговым, пока не существует.
«Также следует признать, что у МСБ в целом отсутствует практика долгосрочного планирования, и это извечная проблема казахстанского бизнеса, и в определенной степени даже крупного. В связи с чем, думаю, остаются еще неясными все риски, с которым может столкнуться бизнес в долгосрочной перспективе. При ослаблении экономики, мы получили падающие обороты и «схлопывание» рынка кредитования, и это стало объективной реальностью для МСБ, который почувствовал остро нехватку денежной массы. По сути, даже банкам сложно предсказать, как изменение кредитной нагрузки при выдаче кредита скажется на дальнейшей платежеспособности предприятия с учетом экономической нестабильности. Без развития механизмов долгосрочного финансирования его будущее не совсем радужно», – отметила Эльмира Ибатуллина.
По мнению партнера FLСG, инициатива по изменению ситуации должна исходить от заинтересованных в развитии сектора МСБ государственных органов, в том числе Фонда «Даму». Сейчас для этого самое подходящее время. К примеру, если предполагать деление МСБ «на массовый сегмент» – предприятия, которые обеспечивают повышение качества жизни, стабильный уровень занятости (торговля и услуги), и «производственный, высокотехнологичный сегмент», обеспечивающий развитие экономики, то для каждого сегмента нужны свои инструменты поддержки, в особенности финансовый.
«Многое будет зависеть и от собственников МСБ. Ведь настало время менять психологию ведения бизнеса: достаточно понимать, что и при незначительной доходности предприятие способно осуществлять свою деятельность и создавать дополнительные рабочие места. Необходимо пересматривать и структуру капитала, уходить от банальных и дорогостоящих инструментов финансирования, таких как кредитование. И я думаю, что со стороны государства может быть предложена данная альтернатива в лице инвестиционных фондов, возможно с участием ЕБРР и IFC, как вариант с капиталами до 10 млн долларов. Это может быть и через участие в капитале, с правом опциона в долгосрочной перспективе», – подчеркнула Эльмира Ибатуллина.
Эксперт уверена, что в настоящее время необходимо направлять максимальные усилия для развития МСБ, поскольку в нем задействована значительная часть трудоспособного населения нашей экономики. И поддержка должна быть реальной со стороны государства, поскольку реалии подталкивают нас к импортозамещению, а собственное производство способно увеличить внутреннее потребление и дать импульс развитию экономики.
Что же касается дополнительной налоговой нагрузки на МСБ, то она негативно скажется на бизнесе и на инвестиционном климате в целом, заявила Эльмира Ибатуллина.
«Я хотела бы обратить внимание государственных органов на методы налоговых органов по взиманию налогов в течение 2015 года. Безусловно, все понимают, что налоги – это большая статья доходов государственного бюджета, но их взимание не должно происходить любой ценой. Как консультанта меня волнует данная ситуация, поскольку зачастую акты налоговых проверок не соответствуют требованиям действующего налогового законодательства, и тем не менее, по ним производятся доначисления, и никакие правовые механизмы не срабатывают. Вы можете обжаловать акты в вышестоящих органах и в суд, но все попытки окажутся тщетными», – констатировала Эльмира Ибатуллина.
Представитель First Legal Consulting Group приводит пример, когда налоговые органы, не произведя проверку бизнеса, но базируясь на акте, выданном контрагенту, направляют письмо в адрес субъекта МСБ с просьбой «по-хорошему досдать декларации, исключить из вычетов и оплатить налог».
«Или еще одна ситуация, произошедшая в одной строительной компании, когда налоговые инспектора, просто приехав в офис, сказали: «Мы вас трогать не будем! Но вы должны пересдать декларации и оплатить дополнительно налог! Потому что мы знаем, что вы все работаете в «черную». Вот это убьет наш бизнес, раньше, чем сам кризис. Поэтому различным структурам, таким как НПП, конечно, необходимо вставать на защиту казахстанского бизнеса», – резюмировала Эльмира Ибатуллина.