Несмотря на постоянные скачки тенге по отношению к доллару и обещанное утяжеление налоговой нагрузки на МСБ, в том числе по обязательным социальным выплатам, ряд экспертов все же сохраняют сдержанный оптимизм, полагая, что именно в этот период возникает масса возможностей для бизнеса. К тому же, как считают некоторые, девальвация всерьез не поколебала структуру отечественного бизнеса, разве что удар по нему нанесла реакция на эту девальвацию со стороны держателей коммерческой недвижимости, которые не смогли или не захотели адаптироваться к новым условиям и умерить свои аппетиты.
Так, как пояснил корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz председатель правления АО «Национальное агентство по технологическому развитию» (АО «НАТР») Санжар Изтелеуов, то, что действующему бизнесу создают дополнительные нагрузки на фоне внешнего ухудшения экономической и макроэкономической ситуации, это, безусловно, сложный вопрос. Однако сейчас как никогда ситуация дает возможность перевооружиться и «выстрелить» с новыми силами.
«Я бы сказал, что сейчас бизнесу следует обратить внимание на усиление своих компетенций, чтобы использовать свои конкурентные преимущества по максимуму. В целом сегодня легче начать с нуля, потому что кардинально новый продукт может принести большую прибыль. Например, в настоящее время в Казахстане очень активно развиваются IT-технологии, которые могут с нуля превратить владельцев компаний в мультимиллионеров. А это совершенно новые модели ведения бизнеса, новые товары и услуги», - прокомментировал ситуацию Санжар Изтелеуов.
По словам главы НАТР, политика государства играет здесь очень важную роль. В частности, агентство поддержало порядка 500 бизнес-проектов в рамках грантового финансирования. В то же время проводится работа по программам акселерации и инкубации. Недавно было просмотрено около 350 проектов, из них выбрано семь наиболее удачных, авторов которых отправили на стажировку в Силиконовую долину США. Это казахстанские проекты в сфере IT.
В свою очередь директор департамента консалтинга компании PricewaterhouseCoopers (PwC) Акмаль Нартаев, отвечая на вопрос Kapital.kz, заметил, что девальвация подавляет потребительский спрос, вызывая больший уровень сбережений, тогда как правительство ищет новые возможности увеличить поступления в бюджет для компенсации упавших доходов от нефтяной ренты.
«Что может быть сложнее для малого бизнеса? Давление на выручку и давление на затратную часть может привести к большему числу банкротств, особенно в сфере импортирующих или импортозависимых компаний, ведь никто не отменял закуп нового товара уже по новому курсу», - констатировал Акмаль Нартаев.
По его словам, традиционно в таких ситуациях существует два пути развития любой компании. Во-первых, это поиск новых рынков и новых ниш, где маржинальность и оборачиваемость все еще адекватна. Во-вторых, поиск способов снизить затраты, урезать штат в надежде переждать. При этом некоторые пытаются идти по обоим путям, урезая текущие направления бизнеса и ища новые. Путь выхода на новые рынки и ниши требует значительных затрат, и, как считает представитель PwC, государство может посодействовать предпринимателям дешевым кредитом в тенге и снижением административной/регулятивной нагрузки, что в принципе уже во многом реализуется в той или иной форме.
«Что можно еще сделать, чтобы помочь бизнесменам? Многое, например, дать возможность ознакомиться с современным оборудованием для малого и среднего бизнеса в перспективных областях импортозамещения, через выставки и специальные мероприятия, которые финансируются торговыми ассоциациями стран - экспортеров оборудования. Также можно помочь в поиске инвесторов и партнеров для реализации новых проектов. Или создать фонд для софинансирования новых местных предприятий, имеющих цель работать на госзаказ», - объяснил Акмаль Нартаев.
По его мнению, эти меры зачастую не требуют больших денег из бюджета - главное, чтобы все это было грамотно реализовано и не затерялось в бюрократической рутине.
Между тем, как заявил основатель бизнес-инкубатора MOST Павел Коктышев, бизнесу теперь необходимо в первую очередь оптимизироваться. При этом, несмотря на «минусы», для МСБ положительным моментом может оказаться то, что начнет дешеветь труд за счет того, что произойдут увольнения, которые идут прямо сейчас.
«В целом же мы видим в эти дни увеличение интереса к созданию собственного бизнеса. У нас достаточно большая база данных – более 15 тыс. человек, и ежедневно мы консультируем по 12-15 человек, которые хотят создать свое новое дело. То есть идет заметный приток», - поделился Павел Коктышев.
Согласно его анализу, малый бизнес если и закрывается, то в основном происходит это в таких ресурсоемких сферах как ресторанный бизнес. Не столько потому, что «рыба подорожала», а потому, что коммерческая недвижимость сильно привязана к доллару и очень многие рестораторы объективно не тянут ее стоимость в нынешних условиях. К тому же владельцы коммерческой недвижимости, к сожалению, не адаптируются под новые условия рынка.
«Хотя очень хорошо на примере общепита видно, что люди в принципе готовы пойти на снижение своей маржи. Потому что так или иначе в Казахстане все сферы бизнеса сверхмаржинальны, то есть накручивают 100-150%. И сейчас люди понимают, что можно жить и при низкой маржинальности. Да, придется меньше отдыхать за границей, выбирать более дешевые направления и отели попроще, но жить можно», - констатировал Павел Коктышев.
Что же касается увеличения налоговой нагрузки на МСБ и повышения его социальных обязательств, то, по мнению Коктышева, ни для кого не секрет, что большая часть казахстанского малого и среднего бизнеса работает «в серую». Поэтому нужно смотреть правде в глаза: часто можно встретить, что зарплату платят по «минималке», а большая часть сотрудников не оформлена надлежащим образом.
«В принципе, структурно девальвация ничего не изменила для нашего бизнеса. Как раньше, так и сейчас есть ряд наносных условий, которые ложатся на него мертвым грузом. Остались огромные цены на сертификацию и лицензирование. То есть как был, так и остался вариант – уходить в «серые» зоны. Конечно, если государство возьмется жестко контролировать этот процесс, начнет наказывать предпринимателей, тогда я не знаю, как поступит бизнес, но пока я не видел, как МСБ радикально поменял свои подходы», - признался Павел Коктышев.
По словам основателя бизнес-инкубатора MOST, потенциал на потребительском рынке в Казахстане все равно достаточно большой. И представителям МСБ следует активнее тестировать потенциальные ниши вложения денег, находить инвесторов и не лениться работать с большим количеством клиентов.
«Инвесторы – неглупые люди, они действуют по принципу: либо ты инвестируешь в известный тебе продукт на неизвестном рынке, либо на известном рынке – в неизвестный продукт. По большому счету если вы хорошо знаете такой емкий рынок, как в Алматы, то на него можно смело выходить с копированным продуктом, говоря утрированно, можно «своровать» и запустить продукт на нашем рынке. Главное, не сидеть сложа руки. Потому что, как я вижу, главный недостаток нашего бизнеса – не желание работать в «би-ту-си» сегменте (business-to-customers. – Авт.), с большой группой частных клиентов. Всем проще два года окучивать «Самрук-Казына», какую-нибудь «дочку» этого фонда и потом получить большой заказ. Вот это один из самых сложных трендов нашего МСБ», - подытожил Павел Коктышев.
Девальвация пока не затронула МСБ структурно
Эксперты отмечают запас маржинальности бизнеса и высокий потенциал потребительского рынка, которым он плохо пользуется
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.