Автомобильный рынок в Казахстане давно зарекомендовал себя как весьма ранимый, но далеко не беззащитный сегмент отечественной экономики. Любые веяния, не угодные участникам рынка, а их, недовольств, как правило, всегда немало, бесстрашно озвучиваются в ожидании принятия правительственных решений. И неважно, что автопром только-только подает признаки жизни, а череда девальваций откровенно экспериментирует с ценами на авто. Отправление тенге в свободное плавание не стало исключением. Активисты от автомобильного рынка Казахстана проводят исследования, считают, анализируют и как итог – представляют картину в темно-серых тонах, красноречиво давая при этом понять, что сфера авто всегда являлась неким лакмусом настроений в народе. Как и чем живет отечественный авторынок сегодня, какие надежды питают автодилеры в условиях кризиса и можно ли сегодня говорить о том, что настали времена, когда авто стало все-таки роскошью, нежели средством передвижения? Об этом в эксклюзивном интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz рассказал председатель правления Союза независимого автобизнеса Казахстана Павел Ким.
- Павел, как дела у казахстанского авторынка сегодня? Что-то продается, покупается?
- Тема автомобильного рынка всегда актуальна и привлекает внимание населения и предпринимателей. В свою очередь интересы каждого сегмента заинтересованных лиц строятся на основе общеустановленных понятий выгоды и стабильности прогнозирования ценовой политики, а также нормативного регулирования властей. На текущий момент наблюдается более-менее реальный прогноз по ценовой политике и планируемым продажам до конца 2015 года, так как прошедшие 9 месяцев показали статистику и динамику продаж по отношению к продажам прошлого года. Однако планировать рост продаж до уровня прошлых лет, к сожалению, не представляется возможным даже с учетом распродажи текущих стоков 2015 модельного года. Автомобили в ценовом сегменте от 10 тысяч до 20 тысяч долларов не первый год составляют топ-лист продаж, и тенденция массовых продаж недорогих авто, на наш взгляд, остается приоритетом, из них основную долю продаж составляют Lada, Hyundai, Kia, Toyota и Nissan. Из премиума сегмента активность покупателей в первую очередь была направлена на автомобили Porsche, Mercedes Benz, меньшей популярностью пользовались BMW.
- То есть совсем уж панических настроений на фоне резкого ослабления тенге нет? И даже можно надеяться на дедолларизацию на авторынке?
- Переход на свободно плавающий курс тенге по отношению к иностранной валюте в первые дни резкого повышения стоимости основной иностранной валюты - доллара США вызвал приостановление продаж и корректировки ценников на продаваемые автомобили, включая отечественные автомобили. Подобное поведение дилеров - весьма объяснимое явление, так как контракты на покупку автомобилей привязаны к доллару, включая контракты на поставку машинокомплектов для сборочных линий казахстанских производителей. Так как контракты заключаются в долларах либо иной иностранной валюте, полагаю, что процесс дедолларизации вряд ли коснется компаний-импортеров. Затрагивая тему отхода от доллара в отношении отечественного автопрома, хотелось бы отметить очень важный факт, способствующий формированию конечной цены. При условии увеличения локализации производства, с использованием местного сырья для массового производства комплектующих, получением прав на патенты производителей с увеличением доли запасных частей, произведенных в Казахстане, можно с уверенностью говорить о частичном снижении зависимости от доллара при формировании цены готового авто. Однако до тех пор, пока автопром будет собирать автомобили методом крупно-узловой сборки, речи о дедолларизации и быть не может. Кроме того, реклама официальных автосалонов «Автомобили по старому курсу доллара» тому наглядное подтверждение.
- Но ведь вопрос дедолларизации в автомобильной сфере и не стоит пока ребром. Или вы исключаете какие-то глобальные изменения во внутреннем производстве?
- Уже не первый год казахстанские производители при поддержке Министерства по инвестициям и развитию РК говорят об увеличении доли казахстанской составляющей в производстве, однако процесс роста локализации, к сожалению, дальше сварки и покраски кузовов не продвинулся. Предстоящие 2-3 года для наших автопроизводителей станут показательными, чему способствуют обязательства Казахстана по вступлению в ВТО в части полного прекращения субсидирования автомобильной отрасли к 2018 году, а также договоренности в рамках стран ЕАЭС по уровню локализации производства, при достижении которой возможность экспорта наших авто становится реальностью. Будем надеяться, что планы АКАБ (Ассоциация казахстанского автобизнеса. – Ред.) и Министерства по инвестициям и развитию РК, направленные на запланированный рост локализации производства, будут достигнуты в установленные сроки.
- В прошлом году мы наблюдали ажиотаж, возникший вокруг распродажи автомобилей в России на фоне падения рубля. Как пережили потерю весомой доли клиентов наши казахстанские автодилеры?
- В рамках интеграционных процессов в ЕАЭС, включая свободное перемещение товаров, к которым также относятся автомобили, конкурентная борьба за рынки сбыта существенно усилилась. При этом казахстанские официальные автодилеры, мягко говоря, оказались не готовыми к конкуренции с российскими коллегами. Примером тому служат события 2014 года и продолжающийся сегодня отток казахстанских потребителей в автосалоны РФ. Резкая девальвация российского рубля, произошедшая в III-IV кварталах 2014 года, всего лишь подтолкнула к массовому оттоку покупателей в Россию, но нельзя забывать о том, что и до девальвации у северного соседа машины стоили значительно дешевле, поэтому девальвацию в России нельзя называть причиной бед казахстанских автодилеров, так как повальный ажиотаж был временным явлением. При этом потребительский ажиотаж среди казахстанцев не был ограничен только автомобилями, как известно, подобного рода спрос на подешевевшие товары коснулся практически всех групп товаров, что, само собой, закономерное явление.
- Тогда какие шаги предпринимают участники казахстанского авторынка, для того чтобы сделать максимально привлекательным предложение в условиях жесткой конкуренции?
- Не то чтобы привлекательным… Возвращаясь к теме конфликта интересов среди предпринимателей, считаю необходимым отметить возросшую инициативу Ассоциации казахстанского автобизнеса, которые в силу падения собственных продаж предприняли меры по защите собственных интересов, обвинив в снижении продаж независимых импортеров и девальвацию в России. Таким образом, при поддержке Министерства по инвестициям и развитию РК были введены ограничения в поддержку официальных автодилеров, входящих в состав АКАБ. Ограничения коснулись в первую очередь ввоза на территорию РК б/у автомобилей, не соответствующих 4-му экологическому классу, без систем ABS, фронтальной подушки безопасности, креплений ISOFIX и с 1 января 2017 года дневных ходовых огней. Словом, допустимые нормативы к выбросам вредных веществ автотранспортных средств, выпускаемых в обращение на территории страны, должны соответствовать определенным значениям (таблица 1). Однако, несмотря на ограничения по 4-му экологическому классу, в автосалонах РК свободно продаются новые автомобили с 3-м экологическим классом, без системы ABS, фронтальной подушки безопасности, системы крепления ISOFIX, и никто этому не препятствует.
- Вот, кстати, о роли правительственных решений. Власть всегда принимала и принимает активное участие в развитии автомобильного рынка Казахстана. Какова ваша оценка присутствия государства в этом сегменте?
- Давайте буду говорить по факту. Пример - в ущерб независимым импортерам - субъектам предпринимательской деятельности приказом министра по инвестициям и развитию об утверждении перечня отдельных видов товаров, в отношении ввоза которых с территории стран Евразийского экономического союза предоставляется исключительное право, за исключением транспортных средств, ввозимых физическими лицами не в целях предпринимательской деятельности - запрещено ввозить в страну автомобили из стран ЕАЭС даже для собственных нужд. Ввоз автомобилей из стран ЕАЭС для субъектов предпринимательства стал лицензируемым видом деятельности (таблица 2). Лицензию согласно приказу могут получить только официальные дилеры и дистрибьюторы. Конкуренты из среды независимых автосалонов с товарного рынка новых автомобилей ликвидированы, представителям бизнеса, не связанным с перепродажей авто, не оставили права выбора поставщика, кроме как среди казахстанских официальных дилеров. То же самое касается вопроса в сфере государственных закупок, с введением приказа компании без лицензии однозначно не смогут принимать участие в конкурсах по поставке новых автомобилей для государственных нужд. Подобные примеры являются достоверным свидетельством конфликта интересов между субъектами предпринимательства, естественно, в ущерб конечному потребителю, что сказывается на стоимости, ассортименте и в будущем на качестве работы официальных автодилеров в силу монопольного присутствия на рынке с четким распределением долей по брендам, модельному ряду и территориальному присутствию в регионах РК. Следовательно, в отсутствие конкуренции со стороны независимых игроков формирование стоимости автомобилей не будет зависеть от конкурентов из стран ЕАЭС, что, естественно, скажется на ценнике автомобилей, предлагаемых к продаже. Кроме того, стало известно, что вице-министр по инвестициям и развитию Альберт Рау выступает инициатором внесения изменений и дополнений в некоторые законодательные акты в части введения утилизационного сбора и увеличения стоимости постановки на первичный учет автомобилей, импортируемых в РК, что является еще одним барьером для потребителей - физических лиц, очередной раз загоняя наших граждан в автосалоны казахстанских официальных дилеров.
- А из положительных правительственных инициатив?
- К положительным решениям власти в поддержку автопрома с учетом интересов потребителей можно отнести программу льготного автокредитования на покупку отечественных автомобилей, единственным недостатком которой является, на наш взгляд, недостаточное финансирование.
- Ваш прогноз относительно цен на автомобили в ближайшие годы?
- Прогноз по снижению стоимости автомобилей в будущем в значительной степени зависит от инициативы властей. Прогнозировать снижение стоимости на 15% возможно, если: а) утилизационный сбор не будет введен (направлен на компенсацию снижения таможенных пошлин в рамках вступления Казахстана в ВТО); б) депутаты заблокируют инициативу вице-министра по инвестициям и развитию Альберта Рау об увеличении стоимости первичной регистрации импортируемых в РК транспортных средств, что увеличивает стоимость импортируемых авто для физических лиц; в) порядок применения «Одобрения типа транспортных средств» будет унифицирован для всех субъектов рынка по признаку аналогии по отношению ко всем идентичным импортируемым транспортным средствам, ранее прошедшим порядок сертификации согласно техническому регламенту ТС «О безопасности колесных транспортных средств».
- Павел, спасибо за беседу!
Таблица 1
Таблица 2
Перечень отдельных видов транспортных средств, в отношении ввоза которых на территорию Казахстана с территории стран Евразийского экономического союза предоставляется исключительное право, за исключением транспортных средств, ввозимых физическими лицами не в целях предпринимательской деятельности: