АО «Казпочта» в последнее время активно развивает ИТ-составляющую, используя новые подходы и методы в своей работе. Нариман Мукушев, главный ИТ-директор АО «Казпочта», и Казуо Камиширо, представитель Всемирного почтового союза (ВПС), рассказали деловому изданию «Капитал.kz» о новой услуге компании – интеграции трекинга компании с ВПС, а также о новых сервисах и продуктах, которые Казпочте еще предстоит ввести.
- Расскажите о вашем новом трекинге и об интеграции Казпочты со Всемирным почтовым союзом.
- Сервис трекинга в Казпочте был и раньше. Но этот трекинг был локальным. Клиенты на сайте компании могли отследить свои посылки лишь на территории Казахстана. Например, если клиент заказал посылку из Кореи, клиент мог отследить ее ровно с того момента, как она пересекла границу Казахстана. То же самое относится и к исходящим посылкам: как только она выходила за границы нашей страны, клиент переставал ее видеть.
Интеграция со Всемирным почтовым союзом позволила нам объединить систему трекинга со всеми остальными странами, входящими в ВПС. Главным плюсом для клиента является тот факт, что, когда он заходит на сайт Казпочты и вводит так называемый tracknumber, он может видеть всю картину целиком. Например, клиент заказывает на eBay посылку и тут же получает возможность отследить ее передвижение вне зависимости от того, где она. В большинстве своем людям не так важна непосредственно сама интеграция Казпочты с союзом, как возможность отследить именно свою посылку. Часто можно наблюдать, как наши клиенты обращаются к нам с вопросами: «Что происходит? Где посылка?», когда отправляют что-то за границу. Клиенты думают, что это ошибка или она потерялась по дороге.
- Отличается ли предыдущий трекинг-сервис от того, что вы ввели сейчас? Кроме, конечно, интеграции?
- В новом трекинге мы убрали captcha – в случае, когда вы отправляете почтовые отправления, вам приходит набор цифр, который вы должны ввести, чтобы проверить, что вы не робот. Мы это убрали. Ко всему прочему мы перезапустили наш трекинг, и теперь он работает в формате API (Аpplication programm inginterface – интерфейс программирования приложений). То есть весь наш трекинг выложен в интернете. Теперь любые, даже небольшие веб-сайты, которые что-то продают, могут сынтегрировать свой сайт с нашим API. Таким образом, клиент, осуществляющий покупки, может сразу видеть всю информацию о доставке по трекингу. Сейчас можно наблюдать такую картину, что магазин за магазином подключается к нашей системе. Основной момент в том, что этим сайтам не нужно звонить к нам в компанию, общаться со специалистами и проводить время в ожидании на линии. Мы сейчас очень активно работаем в плане продвижения этого формата. Помимо него, у Казпочты есть еще API по расчету тарифов. Был разработан API-модуль, с помощью которого интернет-магазины смогут предоставить клиенту возможность легко высчитывать стоимость доставки до квартиры, отделения или постамата, а также выбрать способ и вид доставки. Покупая товар в интернет-магазине, клиент просто вводит нужный адрес, а модуль автоматически выдает различные варианты доставки и стоимость.
Казуо Камиширо
- Г-н Казуо, какова ваша роль в интеграции Казпочты и ВПС?
- Меня пригласили на этот проект около двух лет назад. На тот момент я уже был наслышан о Казпочте и от тех нововведениях, которые происходят в компании. В течение последних 10 лет Казпочта пыталась изменить тот посыл, адресованный клиентам, и происходило это не в очень удачном ключе. После того как мы стали тесно сотрудничать с компанией, я порекомендовал им использовать нашу международную сеть регистрации писем – IPS (international postal system), благодаря которой Казпочта смогла начать менять и улучшать свой бизнес.
- Расскажите подробнее о системе IPS и что она дала Казпочте.
- Одной из главных возможностей IPS является возможность слежения за исходящими и входящими посылками. IPS объединяет под собой обширную сеть различных стран. Сейчас в эту систему входит 171 страна. Теперь Казпочта, а также ее клиенты смогут получать информацию о тех почтовых отправлениях, которые направлены в Казахстан. Точно так же клиенты смогут следить за корреспонденцией и посылками, которые идут за пределы вашей страны. То есть подобная система дает возможность отследить посылку прямиком до ее получателя и не терять ее из виду, когда она находится в какой-то определенной транзитной стране. Мое присутствие необходимо для того, чтобы помочь Казпочте наладить все необходимые процессы для интеграции трекинга. Также мы провели ряд мастер-классов и тренингов для сотрудников компании, чтобы они смогли во всем этом лучше разбираться.
Система IPS делится на несколько частей и дает возможность улучшить как внутреннюю, так и внешнюю работу Казпочты, позволяет обмениваться информацией и различными другими внутренними процессами. Раньше часть процессов, например, таких как обмен почтовыми бланками с другими странами, была в бумажном варианте, сами знаете, это не очень удобно. Сейчас он будет переведен в электронный режим. Сама система состоит из шести подсистемных продуктов. В первую очередь Казпочта выбрала систему трекинга как наиболее важную для клиента. К другим продуктам относятся система CDS (Customdeclarationsystem – предоставление электронных данных таможенной службе), система авиаперевозок, система взаиморасчета со странами. Например, если мы в определенную страну доставили посылку, то мы ей должны заплатить. Если же другая страна нам поставила посылку, то она должна заплатить Казпочте. Пока все эти процессы происходят бумажным путем. Теперь мы переводим все наши взаиморасчеты с другими странами в электронный формат.
- Будете ли вы увеличивать цены на посылки из-за того, что ввели трекинг? И сколько трекинг будет стоить клиенту?
- Так как мы ввели эту систему на международном уровне, абсолютно никаких дополнительных трат клиент не несет, то есть трекинг не влияет на окончательную цену почтовых отправлений.
- С технической стороны насколько было легко ввести систему трекинга в Казпочте? Сколько это заняло времени?
- Не могу сказать, что введение трекинга было легким делом, но и жаловаться я тоже не могу. В отношении времени это заняло где-то четыре месяца такой достаточно плотной работы в большей степени именно по технической части. Одно дело, когда, например, мы с вами вместе сидим, я что-то сделал, вы проверили. То есть интерактивно. А другое дело, когда мы отправляли информацию о нашей работе в Швейцарию, то есть действовали удаленно. Такой процесс создает определенные сложности.
- Планируете ли вы увеличение почтовых отправлений из-за того, что в Казпочте заработала система глобального трекинга? Если да, то на сколько процентов увеличится количество посылок?
- Система трекинга предполагает создание более комфортных условий для пользования услугами, но очень косвенно влияет на покупательскую активность населения через интернет-магазины, например. То есть, совершая покупку через интернет-магазин, клиент вряд ли задумывается о наличии или отсутствии глобального трекинга. Вопрос наличия трекинга возникает чуть позже.
- Каковы ваши дальнейшие шаги совместно с ВПС?
- В рамках работы с ВПС у нас есть несколько шагов по оптимизации и улучшению автоматизации деятельности. Первым из них был трекинг. Следующим шагом будет взаиморасчет с другими операторами в электронном виде, так как сейчас пока этот процесс происходит вручную. Далее это обмен информации с авиаперевозчиками. Чтобы наши авиаперевозчики могли владеть информацией и планировать объемы. Также это отчасти повлияет на сроки доставки. И еще одним шагом станет система CDS. В этом случае мы сможем нашей таможенной службе заранее сообщать информацию о грузе. Вводить остальные сервисы мы будем по мере готовности.