Сегодня в Астане вновь обсуждали принятый Мажилисом законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам пенсионного обеспечения». Так, с 1 января 2018 года в Казахстане вводится обязательный 5-процентный взнос именно с работодателей, которые теперь должны из своего кармана дополнительно обеспечивать пенсионные накопления для своих работников. Делается это в связи с индексацией пенсионных выплат, которые с каждым годом становятся меньше в связи с объективными факторами инфляции. А также с параллельным существованием солидарной пенсионной системы, которая хоть и постепенно сворачивается, однако до сих пор влияет на уровень пенсионных выплат в стране, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Законопроект хоть и принят нижней палатой Парламента, однако теоретически еще остается шанс на то, что Сенат может вернуть его обратно в Мажилис. Так или иначе, но обе стороны – государство и бизнес, продолжают обмениваться контраргументацией вне стен Парламента, пытаясь сформировать свой сегмент общественного мнения.
По словам заместителя директора Департамента социального обеспечения и социального страхования Министерства здравоохранения и социального развития (МЗСР) Азамата Умертаева, введение новых дополнительных 5-процентных взносов, которые предполагаются с 1 января 2018 года за счет средств работодателя помогут решить проблему с «замещением» пенсионных выплат, резко возникшую в последние годы.
«Одной из основных причин столь значительных преобразований, является сворачивание так называемой солидарной системы, которая выплачивает пенсии нашим гражданам с учетом того трудового стажа, который они получили в советский период времени. Это сворачивание приводит к тому, что если сравнить вышедших на пенсию в 2014 году с предыдущими пенсионерами, то их выплаты оказались на 14% ниже тех, кто выходил на пенсию до 2014 года. Данный факт и исследования, который были проведены в сотрудничестве со Всемирным банком, свидетельствует о том, что в ближайшие годы, до 2020 года замещение совокупной пенсии окажется ниже социально приемлемого дохода. Социально приемлемый доход, рекомендованный Международной организацией труда, должен составлять не менее 40% от дохода утраченного. В этой связи и возникает необходимость принятия соответствующих мер. Это позволит на базовой основе заместить идущую на убыль совокупную пенсию до 2020 года и дальше», - заявил замдиректора Департамента МЗСР Азамат Умертаев.
Согласно его анализу, международный опыт показывает необходимость увеличения пенсионных отчислений. Например, в Швеции ставка взноса составляет 18,5%, в том числе 11% платит сам работодатель. В Италии - 18,9% платит только работодатель, в России – 22%, в Беларуси – 28%.
В свою очередь, председатель Комитета социальной сферы и социального партнерства НПП «Атамекен» Талгат Доскенов подверг критике эту статистику, приведя свои аргументы, касающиеся ухудшающейся ситуации в сфере малого и среднего бизнеса в целом по стране. По его мнению, в условиях, когда МСБ терпит объективные экономические трудности, а также испытывает давление извне, со стороны ЕАЭС и в потенциале – ВТО, вводить дополнительные социальные изъятия с казахстанского бизнеса, является контрпродуктивным и бесперспективным занятием.
«Производительность в европейском сегменте бизнеса в 3-15 раз выше, чем у нас. Теперь, посмотрите в каких условиях существует отечественный бизнес: диспаритет валютного курса привел к значительному росту импорта из России, а ключевые казахстанские производители демонстрируют снижение объемов производства. Выпуск гофротары упал на 28%, отдельные стекольные компании обрушились на 41,8%. Убытки несут предприятия пищевой промышленности – на 18% снизилось производство макаронных изделий, серьезно упало производство сахара. С 1 мая 2014 по аналогичную дату 2015 года объем банковских займов бизнесу уменьшился на 912 млрд тенге. Государственные закупки сократились на 10%. Произошло повсеместное сжатие рынков капиталов, ужались и экспортные рынки. В Китае случилось замедление темпов экономики, а в России процветает явный протекционизм. Разве можно не учитывать все эти факторы, прежде чем перекладывать на бизнес формирование нового пенсионного фонда?», - задался вопросом Талгат Доскенов.
В то же время, исполнительный директор ОЮЛ «Казахстанская ассоциация организаций нефтегазового и энергетического комплекса «Kazenergy» Тогжан Кожалиева заметила, что наша республика сейчас находится на втором месте после Нигерии по части финансовой и налоговой нагрузки на нефтедобывающий сектор, различных исчислений на добываемую нефть. Различные нагрузки и отчисления могут доходить до 62%.
Между тем, депутат Мажилиса Парламента Екатерина Никитинская, хоть и попыталась войти в положение Минздравсоцразвития, отметив, что это ведомство в любом случае всегда будет исходить из интересов соцзащиты обычного труженика, а не бизнеса в целом, все же дала понять, что обсуждаемая пенсионная реформа, является плодом ошибки государственных чиновников.
«Сейчас вы исправляете те ошибки, которые допустили при реформировании пенсионной системы. Вы сделали ставку на инвестиционную модель. А она не сработала. Я хочу предостеречь всех, я очень уважаю иностранных консультантов, но, когда мы пользуемся их рекомендациями, необходимо прежде всего думать собственной головой. Потому что в развитых капиталистических странах нет ни одной модели, где бы пенсия формировалась из одного источника, особенно без учета инвестиционных доходов. Поэтому то, что вы исправляете свои ошибки и реагируете на новые вызовы времени, это, конечно же, хорошо. Но каковы теперь будут последствия для бизнеса? Сколько предприятий закроется? Ведь если не будет предприятий, у вас появится куча безработных, о которых все равно придется заботиться бюджету», - предостерегла она.
Бизнес вынужден, но не хочет платить 5% пенсионных взносов
Вводить дополнительные социальные выплаты бесперспективно, считают бизнесмены
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.