Прошлогодняя девальвация вынудила многих отельеров пересмотреть ценовую политику и урезать список бесплатных услуг, таких как интернет и завтраки. Из-за усиления демпинга цен со стороны крупных игроков часть отелей вошла в кризисную полосу еще раньше. Небольшие отели сбавляют цены, тем самым пытаясь приостановить отток клиентов. Однако им мешают крупные брендированные сети с большим номерным фондом, позволяющим обеспечить более низкую себестоимость услуг при условии сохранения приемлемого уровня загрузки.
Исходили из спроса
Серьезной проблемой для отельного бизнеса может стать снижение количества курсирующих бизнес-туристов, которые раньше обеспечивали основную загрузку номеров в отелях. Согласно информации ГК «Верный капитал», на бизнес-размещение приходится до 70% от заполняемости номеров. Остальные делят между собой отдых (25%) и посещение родных или шопинг (5%). Часть иностранных компаний вынуждена закрывать свои проекты, особенно в нефтяных регионах страны, или сокращать штат сотрудников, что, соответственно, ведет к сокращению загруженности отелей. Проблем добавляет неразвитая отечественная инфраструктура, которая сосредоточила туристический поток лишь в нескольких местах. Основной поток приходится на Астану и Алматы, тем не менее даже столичные отельеры жалуются на низкую загруженность бизнеса.
«Средняя загрузка номерного фонда – около 25%. Самая высокая заполняемость по стране приходится на Атыраускую область – около 60%. Карагандинская и Павлодарская области с самой низкой заполняемостью – около 15%», – отмечает Ерлан Оспанов, управляющий партнер и генеральный директор инвестиционной группы компаний «Верный Капитал».
Отметим, что основная доходная часть отеля идет за счет продажи номеров (50%), дохода от ресторанов или кафе в отеле (30%). На дополнительные услуги приходится лишь малая часть в 5%, в то время как в западных отелях допуслуги занимают треть от доходов, за счет чего отели компенсируют затраты в случае понижения стоимости номеров в кризисный период.
Казахстанский объем рынка гостиничной недвижимости на конец 2014 года составил порядка 51,7 тыс. номеров в более чем 2 тыс. гостиницах, при этом 78% от этой суммы занимают отели без категории. Стоит отметить, что неосвоенной нишей остается сегмент пятизвездочных отелей (2% от доли).
Не ниже тройки
В то время как отели среднего ценового сегмента терпят убытки, брендированные сетевые отели чувствуют себя вполне комфортно и даже повышают цены за номер. Причины такого спокойствия эксперты видят в «запасе прочности» крупных сетей по отношению к noname-отелям. Как оказалось, отели с наличием трех, четырех и пяти звезд наименее чувствительны к кризису. Загрузка таких отелей сохраняется на уровне выше среднего даже в кризисный период. По оценкам специалистов, загруженность пятизвездочных отелей держится на уровне 37,4% , что на 12,4% выше среднего показателя по стране. Средняя стоимость номера в пятизвездочном отеле составила порядка 31 тыс. тенге против 17 тыс. тенге в четырехзвездочном отеле.
По словам Жанны Пархоменко, управляющего директора по PR и коммуникациям ГК «Верный Капитал», на рынке в ближайшие три года будет расти сегмент брендированных и сетевых отелей, в то время как сегмент городских небольших отелей будет сужаться.
«Так обычно и развивается рынок отелей. Сначала с городских no name-отелей с ограниченным количеством услуг, потом на рынок заходят сетевые отели, которые имеют четкие стандарты по управлению издержками своего бизнеса. Соответственно, мы прогнозируем, что ниша брендированных сетевых отелей будет расти. Причем основной рост мы прогнозируем в сегменте 3 и 4 звезд. Но уже сейчас в Казахстане есть несколько 5-звездочных отелей, так что этот сегмент тоже растет», – говорит она.
Спикер считает, что сегмент небрендированных городских отелей будет сокращаться, так как эти объекты будут вытесняться с рынка стандартизированными качественными отелями.
«Конкуренция достаточна высока. Почему клиент останавливается в определенном отеле? Он заходит на сайт цепочки отелей, то есть он доверяет бренду. Даже если у отеля три звезды, он предоставляет достаточно стандартизированный перечень услуг во всей цепочке. Доверяя бренду, клиент может выбрать, подходит ему отель или нет», – объясняет Павел Спицын, директор AbacusCentralAsia.
Получается, что для отелей ниже «тройки» вырисовывается не самая радужная картина. Брендированные отели будут постепенно вытеснять более мелких.
«Вопрос не в кризисе, а в генерации дальнейшего роста и его темпов. Устойчив тот, кто может эффективно управлять издержками и строить единые стандарты качества внутри своих сетей. Сеть может сделать единые глобальные закупки и за счет этого оправдать часть своих издержек. В то время как городской небольшой отель сделать этого не может», – говорит Пархоменко.
В онлайн не значатся
Часть отелей пытается выйти на клиентов за счет продвижения своих услуг онлайн. Такие популярные сайты, как booking.com или tripadvisor.com, предоставляют пользователям возможность выбрать и забронировать подходящий отель. Помимо прочего, на сайте можно прочесть отзывы от реальных посетителей, что существенно увеличивает рейтинг отеля, если отзывы положительны. Однако, как выяснилось, не все отели могут позволить себе размещение на таких платформах, так как зачастую комиссия, которую берет сайт, может доходить до 30% от стоимости номера.
«Безусловно, сетевым отелям проще заполнить номера за счет бренда. Как правило, для того чтобы заполнить отель и привлечь больше клиентов, хозяева должны размещать себя в различных сетях онлайн-бронирования, например, в том же booking.com. Нужно учесть тот факт, что на booking.com очень высокая конкуренция. И ту маржу, которую запрашивает сайт, не все могут выплатить. Комиссия, которую запрашивает сайт, достигает 30% от стоимости номера. Получается, что если номер в вашем отеле условно стоит $100, вы получите лишь $70, остальные уйдут за комиссию сайта», – объясняет Спицын.
По мнению спикера, когда клиент выбирает booking.com или tripadvisor.com, его выбор базируется на мнении людей, а оно не всегда точно передает систему ценностей.
«Например, кто-то пишет, что в отеле холодно, а для вас будет вполне комфортно. Вопрос продвижения отеля через систему оценок достаточно субъективный. Так, если вы будете бронировать отель через систему онлайн-бронирования, скорее всего, ваш выбор падет на отели, рейтинг которых не ниже семи. Для такого рейтинга пары отзывов недостаточно. Всегда отелям, которые находятся в цепочке, проще выживать на рынке. Единичные отели не будут размещать себя на сайтах онлайн-бронирования. Им сложно справиться с конкуренцией», – говорит он.
По мере развития рынка небольшие отели будут предлагать своим постояльцам все больше услуг, для того чтобы выжить и справиться с конкуренцией с крупными сетевыми отелями. Из-за ухудшения конъюнктуры части отелей придется уйти с рынка, уступив место более сильным и конкурентным игрокам. В секторе брендированных сетевых отелей ситуация останется прежней. Это объясняется, прежде всего, тем, что ниша брендовых отелей слабо развита и представлена лишь несколькими крупными игроками.