Европейские кредиторы профинансируют строительный бум автодорог в Казахстане на сумму в 1 трлн тенге. Председатель Комитета автомобильных дорог Министерства по инвестициям и развитию РК Мереке Пшембаев считает, что строительство казахстанского участка автодороги «Западная Европа - Западный Китай» создаст мультипликативный эффект для Казахстана, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
В частности, транзит грузоперевозок увеличится в три раза: c 11,3 млн тонн грузов до 33 млн тонн перевозимых товаров, в результате чего государственный бюджет будет пополняться на 300 млн долларов ежегодно. Время в пути по казахстанскому отрезку международной автомагистрали будет занимать около трех суток. В настоящее время из 2,878 тыс. километров местного участка автодороги, построена большая часть – 1 884 тыс. км. Построенный отрезок уже пролегает от границы Российской Федерации до города Шымкента. Общая стоимость проекта составляет 270 млрд тенге, 178 млрд тенге выделяется из средств Национального фонда.
По словам Мереке Пшембаева, в работе над дорогой задействованы 30 тыс. человек. Сейчас они прокладывают следующий участок пути из Южно-Казахстанской в Жамбылскую область. В 2016 году планируется выйти к Хоргосу на границе с Китаем и, таким образом, завершить строительство международного автобана.
Как отметил председатель Комитета автомобильных дорог МИР РК, еще одним приоритетным по значимости проектом его ведомства является прокладка скоростной и безопасной автомагистрали «Центр-Юг», которая должна связать Астану и Алматы.
Сейчас в рамках этого проекта освоено 60 млрд тенге, благодаря которым проложен путь от столицы до города Темиртау с одной стороны и от Алматы до Капшагая с другой.
В свою очередь строительство автодороги по проекту «Центр-Восток», подразумевает соединение Астаны с центром Восточно-Казахстанской области городом Усть-Каменогорском.
Как отметил Пшембаев, сегодня активно ведутся работы по направлению из Астаны до Павлодара и из Павлодара в направлении Семипалатинска. Освоено 86 млрд тенге, всего же на не менее важный с точки зрения транспортной логистики проект автодороги из Астаны до Усть-Каменогорска предусмотрены вливания на сумму в 430 млрд тенге. В то же время, транспортно-логистический проект «Астана-Запад», с выходом на Актобе, Атырау и с конечным пунктом в порте Актау обойдется в 540 млрд тенге. При этом, Комитет автодорог МИР РК презентовал и северное направление своей деятельности, вплоть до Петропавловска в СКО.
По подсчетам Мереке Пшембаева, к 2020 году в Казахстане будет реконструировано и построено более 7 тыс. км. автодорог, на что предстоит затратить 2,4 трлн тенге. Однако при этом председатель профильного Комитета Министерства по инвестициям и развитию заявил, что около половины указанной суммы составят займы у международных финансовых институтов.
Так, реализуя названные инфраструктурные проекты, Казахстан обратился за материальной поддержкой во Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).
Между тем, временной показатель окупаемости автодорог по мнению представителя МИР РК в каждом конкретном случае будет разным. К слову, транзитный автобан «Западная Европа-Западный Китай» окупится за 7-8 лет. В немалой степени этому должна поспособствовать плата, которая будет взиматься за проезд по транзитной магистрали с большегрузных и тяжелых авто, причиняющих наибольший ущерб дорожному покрытию.
Причем, по заверению Мереке Пшембаева, в отдельных случаях временные отрезки окупаемости подобных инфраструктурных проектов могут сокращаться мгновенно, как, например, это произошло с автодорогой Астана-курорт Боровое.
По его словам, первый в своем роде проект платной автодороги, запущенный в Казахстане несколько лет назад, уже вышел на самоокупаемость, так как не потребляет никакого финансирования из государственного бюджета на расходы по ремонту и модернизации. 220 километров трассы между Астаной и курортом Боровое ежегодно приносят в бюджет 1 млрд 100 млн тенге. Эта сумма и позволяет покрывать текущие расходы, если возникает потребность в финансировании ремонтных работ.
По мнению председателя Комитета автодорог, невзирая на отдельные сервисные недостатки автобана Астана-Боровое, именно внедрение мирового опыта взимания оплаты за проезд по дорогой с точки зрения себестоимости автотрассы, принесло свои экономические дивиденды. Подобную практику Комитет автодорог Министерства по инвестициям и развитию собирается распространить дальше, намереваясь уже в самое ближайшее время запустить два пилотных проекта с платными дорогами. Это будет участок пути от Кызылорды в Шымкент и дорога из Астаны в город Атбасар Акмолинской области.
«Мне бы хотелось особенно подчеркнуть то обстоятельство, что казахстанские платные дороги являются одними из самых дешевых платных дорог в мире, - прокомментировал инициативу своего ведомства председатель профильного Комитета МИР РК Мереке Пшембаев. – С точки зрения расчетов на километраж, казахстанский водитель платит 1 тенге за 1 километр, тогда как аналогичный показатель в странах Западной Европы более чем в 10 раз превышает данный тариф. В среднем он равняется 17 тенге за километр. У нашего партнера по Евразийскому экономическому союзу – Российской Федерации, указанный тариф равен 13 тенге за 1 км. Притом, что у нас широко распространена практика, когда граждане, местные жители, проживающих вдоль таких автобанов, освобождены от уплаты соответствующих взносов», - подчеркнул руководитель автодорожного хозяйства страны.
Иностранные инвесторы вложатся в строительство автодорог РК
Сумма инвестиций составит 1 трлн тенге
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.