В Казахстане вновь говорят об использовании газа в качестве автомобильного топлива. Но где брать сырье для проекта? Этот вопрос пока ответа не нашел.
О газе как топливе для транспорта казахстанцы слышат уже много лет. Еще в советское время предпринимались попытки перевести на него автобусы; владельцы легковых авто выбирали этот вариант по собственному желанию, но их было не так много. Попытки в масштабный процесс тогда не превратились. Проблема проявилась в отсутствии станций, где можно было бы либо заправить автомобиль, уже готовый к работе на таком топливе, либо установить на него необходимое оборудование. К тому же не всегда исправно работали транспортные средства на газе, были перебои в работе двигателей.
К идее автогазификации в Казахстане возвращаются тогда, когда возникает дефицит бензина, считает Сергей Смирнов, аналитик в нефтегазовой сфере. Но как только острота этой проблемы спадает, идея массового использования газового топлива снова отступает на второй план.
Олег Егоров, главный научный сотрудник Института экономики МОН РК, отмечает, что газовые проекты не получают должного развития, потому что только говорят и озвучивают решения, а потом все забывается, нет никакого контроля. «Почему до сих пор работа транспорта на газе – это, можно сказать, единичные случаи? Потому что произнесли, забыли, где-то что-то сделали небольшой мощности, подготовили какое-то количество транспорта – и посчитали на этом вопрос закрытым», – говорит эксперт. Отметим, что, по данным Ассоциации казахстанского автобизнеса, в 2014 году около 15 тыс. автовладельцев установили на свои машины газобаллонное оборудование.
Очередной виток истории: Министерство энергетики РК, компания «КазМунайГаз – переработка и маркетинг» и сеть АЗС «Гелиос» подписали меморандум о взаимодействии в области распространения газа в качестве автомобильного топлива. Магзум Мирзагалиев, вице-министр энергетики РК, рассказал, что будет увеличено количество газозаправочных станций. В настоящее время их в республике около 500, и этого недостаточно. Неразвитая инфраструктура – вот причина того, почему такое топливо пока не используется массово по всему Казахстану, «кроме газодобывающих областей».
Олег Егоров видит проблему в том, что в республике не организовано производство сжиженного газа. Кульсаринский газоперерабатывающий завод такую продукцию выпускает, но значительная доля этого газа продается за рубеж, оставшаяся часть используется как топливо для бытовых нужд. Можно было бы наладить производство на одном из существующих НПЗ, для чего его нужно оборудовать специальной установкой. Тогда можно было бы использовать для получения топливных фракций попутные газы, которые отходят в процессе переработки нефти.
Газ придется транспортировать по всему Казахстану. При том что строительство значительного количества газозаправочных станций – это тоже очень «сложное и затратное дело». Плюс возникают такие задачи: продукт, полученный на установке, необходимо сжижать, а для этого необходимы станции. Нужны баллоны, значит, надо развивать их производство, или большие емкости (автомобильные цистерны, специально предназначенные для перевозки сжиженного газа). Можно ли производить такое оборудование внутри Казахстана или его нужно импортировать? «За это надо платить валютой, – отвечает Олег Егоров. – А какое сейчас время? Мы даже для того, чтобы поддержать проекты, намеченные президентом, те, что связаны с развитием инфраструктуры, малого и среднего бизнеса, некоторыми инфраструктурными производствами, из Нацфонда вытаскиваем примерно по $4 млрд ежегодно. Но всегда есть надежда на то, что реально существующие возможности наших бизнесменов могут быть использованы для решения этой проблемы».
Если посмотреть на проблему слабой распространенности газового топлива с точки зрения ресурсов для его производства, то можно увидеть, что нет необходимого объема сырья. «Сегодня газ полностью распределен. Мы собирались в ближайшее время пустить газ через газопровод Бейнеу – Бозой – Шымкент в китайскую трубу, но пока ничего не получается, потому что нет лишних объемов», – говорит эксперт. Все перспективы, по его словам, связаны опять-таки с месторождениями, которые собираются запустить в ближайшие годы на западе страны, в частности, с Кашаганом. Но это произойдет, вероятно, не раньше 2017 года. Увеличить объемы добычи на существующих месторождениях не получится. На Кумколе не так много ресурса: при небольшой добыче нефти добыча газа также невелика. Есть газ на Амангельдинском месторождении, его добывают в небольших объемах, меньше 1 млрд куб. м в год, и он используется для внутренних нужд региона. Больше источников нет. Китайская труба, проходящая по нашей территории – это газ Китая, он поступает в основном из Туркмении. Не просить же у Поднебесной этот ресурс. Импорт из России? Казахстан предложил России построить газопровод в Китай через территорию республики. Это перспективный проект. Если он будет реализован, тогда можно будет подключить готовые газопроводы (Бозой – Шымкент, например), и в этом случае есть возможность договориться, что какую-то часть газа мы сможем использовать для таких целей. «Но это пока только разговоры и переговоры», – подводит итог аналитик.
Сергей Смирнов, помимо всех прочих проблем перевода транспорта на газовое топливо в Казахстане, видит и такой аспект. Западные регионы республики используют в основном сжиженный газ (пропан-бутановая смесь), а в Алматы, Костанае, Кызылорде автовладельцам предлагают сжатый газ (метан). «Один газ на другой заменить невозможно, при этом сжиженный стоит для потребителей примерно на 20% дороже сжатого. То есть получается, что автомобиль, работающий на газе, оказывается привязанным к региону, чего нет при использовании бензина и дизельного топлива», – говорит аналитик. И еще не стоит забывать об опасениях, что как только спрос на газовое топливо возрастет, его стоимость достигнет стоимости бензина.
В заключение Олег Егоров приводит такой пример. Азербайджан – старейший нефтегазодобывающий регион. Там никогда речь не заходила о массовом переходе на газовое топливо. И не потому, что «люди недалекие». Просто там поддерживается качество выпускающегося бензина и дизельного топлива.