Визуальный мерчандайзинг
АВТОР

01.04.2015 • 11:11 3827

Визуальный мерчандайзинг

Искусство на грани психологии или профессиональный блеф?

Пожалуй, только самый ленивый из нас не согласится с тем, что без исключения каждой уважающей себя торговой компании как хлеб насущный необходим опыт новой и актуальной сегодня профессии, которая называется мерчандайзинг. Для тех, кто впервые столкнулся с подобным термином, приведем определение, заимствованное в толковом словаре: «мерчандайзинг – это широкий комплекс мер, направленных на увеличение прибыли торговой точки посредством грамотного размещения товара в торговом зале».

Безусловно, данное определение очень точное, но, на наш взгляд, чрезвычайно скучное. Поэтому мы решили обратиться к Аиде Карбаевой, ведущему мерчандайзеру одной из сети модных магазинов, которая поможет более детально разобраться в особенностях данной профессии.

 - Аида, вы имеете достаточно большой опыт работы в сфере визуального мерчандайзинга и, наверняка, без труда ответите, кто же он такой - мерчандайзер?

 - Мерчандайзер – это лицо компании, это именно тот представитель торговой марки, который благодаря своим знаниям и умениям способен убедить любого, даже самого привередливого, клиента сделать покупки именно в данном магазине. То есть мерчандайзер – это тот человек, который знает многие уловки, владеет массой профессиональных инструментов и, безусловно, сам имеет эстетический вкус.

 - По понятным причинам тема мерчандайзинга в последнее время становится все более и более актуальной. Так где же у нас можно обучиться данной профессии?

- Так как направление мерчандайзинга появилось в Казахстане совсем недавно,пока, к сожалению, вузы и другие учебные заведения нашей страны не внедрили программы по обучению и подготовке сотрудников данной области. Тем не менее в глобальной Сети можно без труда отыскать с полсотни полезных и не очень видеосоветов, в большом количестве печатается тематическая литература, как в форме отдельных изданий, так и в виде небольших статей и заметок в периодике, ну а наиболее крупные торговые компании устраивают мастер-классы и тренинги по визуальному и розничному мерчандайзингу для своих сотрудников. Состоят они из двух частей, во второй, как водится, организовывают практическую часть. И тогда под чутким руководством тренеров – профессиональных мерчандайзеров компании – обучающиеся воплощают в жизнь полученный багаж знаний. Ну а далее – все дело опыта и практики…

 - Это настолько увлекательно и одновременно ответственно, поскольку в этот момент ты становишься настоящим творцом…И все же, почему владение этой профессией сегодня так необходимо магазинам, специализирующимся на реализации модных товаров?

 - Вы сами ответили на свой вопрос. Действительно, каждый раз мерчандайзер – это творец, от которого многое зависит. Ведь, оформляя витрину, стилизуя капсулу, занимаясь стайлингом манекенов, выставляя грамотно торговое оборудование и проявляя массу профессиональных уловок, мерчандайзер творит особую историю и презентует ее покупателю. Впоследствии, когда клиент перешагнет порог магазина, ему будет только казаться, что он самостоятельно выбирает себе одежду, на самом деле выбор за него уже будет сделан мерчандайзером еще в тот момент, когда задумывалась та или иная fashionstory. А все потому, что талантливый мерчандайзер обладает четким пониманием того, что именно хочет его целевой клиент и осознанно использует определенные инструменты для его привлечения и даже легкой манипуляции с ним.

 - Предлагаю остановиться на самых действенных инструментах и наиболее эффективных приемах мерчандайзинга.

 - Так же как театр начинается с вешалки, так и магазин начинается с витрины, которая создает первое впечатление о той или иной торговой точке и презентации которой необходимо уделить пристальное внимание. Эта визуальная часть всегда должна быть оформлена по сезону, опрятной и предельно внимательной к деталям, то есть никаких неотутюженных комплектов, непоправленных воротничков, незастегнутых пуговиц, торчащих этикеток, видимых алармов и пр.

 - Как насчет интересных концепций и оригинальных цветовых историй, они приветствуются?

 - Да, беусловно. Кроме того, большим плюсом для мерчандайзера является разработка этих концептуальных историй. Прекрасно, когда стилизация витрины включает манекен или группу манекенов. Разумеется, одевать их необходимо также по определенным правилам и созданные образы следует периодически обновлять, ориентируясь не только на случайного, но и на постоянного клиента. На манекен, как правило, надевают либо самые дорогие вещи коллекции, либо те, которых чрезвычайно много на складе и которые необходимо продать как можно скорее. Не полагается также облачать манекен в коммерческие вещи или, по-другому, бестселлеры, то есть в тот товар, что сам себя способен продать, например, белая футболка или маленькое черное платье. И, разумеется, манекен не должен быть босым! (Смеется.)

 - Насколько я понимаю, витрина – это тот эмоциональный компонент, который заставляет войти в зал. Поэтому одно дело завлечь покупателя, другое – как его удержать.

 - Каждого посетителя, когда он попадает в интерьер, должно привлекать в магазине абсолютно все. Начиная с выкладки товара и завершая приятной музыкой. И чем грамотнее здесь будут применены приемы мерчандайзинга, тем более высока вероятность хороших продаж. Концепция выкладки товара весьма богата. Например, в идеале необходимо выстроить оборудование таким образом, чтобы клиент как можно чаще останавливался и изучал товар. Будь то гондолы, пирамиды, столы-накопители или короба, они должны попадаться на пути следования покупателя через каждые 3-4 шага. Ну а то, каким образом их лучше оформить, зависит от многих аспектов. Учитывается сезон года, наличие или отсутствие новой коллекции и/или спецпредложений. О которых, к слову, тоже необходимо оповещать покупателя правильно расставленными афишетками и другими POS-материалами.

 - Есть закономерность, что войдя куда-либо, будь то музей, галерея, магазин, посетитель обычно перемещается по залу в направлении против часовой стрелки. Необходимо ли мерчандайзеру помнить и об этой простой общечеловеческой психологии?

 - Я скажу даже больше: это знание позволит мерчандайзеру правильно расставить все акценты в оформлении презентаций на пристенном оборудовании, выкладке товара в так называемых горячих зонах и пр. Высоким продажам также способствуют удобство поиска нужного товара, наличие размерной сетки, этикеток с ценниками, собственно сам товарный вид и даже правильно подобранные к той или иной модели вешалки-плечики.

 - Как я понимаю, это вкратце все, что касается «тяжелой артиллерии». А что бы вы могли рассказать относительно более «тонких материй»?

 - В задачи мерчандайзера также входит обеспечить свой торговый зал утонченной атмосферой – очаровательная музыка, приятные ароматы, ослепительные улыбки персонала и идеальная чистота. Ну скажите, как же тут клиенту не поддаться искушению?!

 - Да, действительно. Выходит, что мерчандайзер – это такая многоликая профессия, позволяющая заявить о себе, как о прекрасном знатоке рынка товаров и услуг, применить на практике знания о психологии покупателя, воплотить творческую фантазию вкупе с собственным отменным вкусом, а также продемонстрировать свои знания о моде и актуальных тенденциях fashion-индустрии.

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

мерчандайзинг модные товары Казахстан fashion Казахстан Аида Карбаева мерчандайзеры Алматы

01.04.2015 • 11:11 3827

Поделиться
Новости партнёров
Loading...
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus