USD
449.58₸
-0.490
EUR
486.94₸
-1.570
RUB
4.86₸
BRENT
86.90$
+0.080
BTC
70887.20$
+1492.000

Выросли без благодатной почвы

Цветочные производители все еще не могут монетизировать естественные преимущества

Share
Share
Share
Tweet
Share
Выросли без благодатной почвы- Kapital.kz

Теперь часто можно услышать, что Казахстан – родина тюльпанов. Об этом говорят чуть ли не в каждом втором имиджевом фильме. Может, так и есть, поскольку мы занимаем ведущее место среди стран мира по сохранению видового разнообразия дикорастущих тюльпанов; в бескрайних степях произрастают 35 видов этого цветка. Однако, как это часто бывает у нас, местные предприниматели все еще не могут монетизировать естественные преимущества и практически полностью обеспечивают рынок только импортной продукцией. К слову, наши граждане даже не задумываются, какой путь совершает каждый бутон перед тем, как, составив композицию, быть подаренным на праздник. 

Разноцветный бутон

Согласно информации комитета МНЭ РК, потребность казахстанцев почти на 100% обеспечивается цветами, выращенными в садах других стран. Так, за 2014 год в Казахстан было ввезено цветов на $33 млн, что ниже предыдущего года в полтора раза – $53,1 млн за 2013 год. Отметим, что это один из самых высоких показателей за последние пять лет.

Глава alafleur.kz Денис Хон подтверждает такое положение дел. Спикер уверен, что в настоящее время местный рынок крайне зависим от импорта, где девять из десяти оптовых поставщиков работают исключительно с импортной продукцией. По его оценке, 90% ретейлеров готовой цветочной продукции комбинируют свой ассортимент в процентном соотношении 75% к 25%, где 75% – это импортная продукция.

«Данная ситуация преобладает как в оптовой, так и в розничной торговле. В то же время нельзя не упомянуть сегмент декорирования торжеств, где акцент потребления цветочной продукции приходится на местный продукт, примерно в соотношении 50/50», – говорит он.

2160095ea1e655687877986e8c8.png

Основными импортерами цветочной продукции для Казахстана вот уже много лет остаются Эквадор и Нидерланды. Эквадор импортирует в Казахстан до 50% всех цветов. В 2014 году из этой страны завезено в Казахстан цветов на сумму в $15,8 млн, тем самым Эквадор вновь занял позицию лидера. Показатели остальных стран не так значительны: доли Нидерландов и Колумбии в 2014 году соответствуют $9 млн и $4,7 млн. Вклад стран ТС оказался еще меньшим – всего $0,9 млн за указанный период.

Стартовая цена на конечный продукт формируется на аукционах, расположенных в странах-поставщиках: Нидерланды, Колумбия, Эквадор, Израиль и Кения. «Две трети цветочной продукции во всех странах поставляются именно из Голландии через организованные в этой стране торговые биржи. Тем самым Нидерланды практически обеспечили себе этакую неофициальную гегемонию в данном бизнесе. Именно аукционы формируют стартовую цену на продукт, производимый сырьевыми странами», – добавляет Хон.

Пока что Казахстан не успел обзавестись значительным собственным производством цветов. По некоторым оценкам, доля местного производства варьируется в пределах 10-15% от рынка. На сегодняшний день в стране имеется лишь две теплицы, занимающиеся производством цветов: в Алматинской области и в Степногорске. Степногорскую «Кунарлы» голландцы не только построили, но и снабдили саженцами. В проект вложили порядка $10 млн, любопытно, что до 10% произведенных в этой теплице роз уходит на экспорт, годовое же производство составляет около 6 млн роз.

«Если ориентироваться на то, что в цветочном бизнесе особенное положение занимает всего один вид цветка – роза, тогда мы получим следующую картину: импортирует нам Голландия, но первенство экспортера-производителя принадлежит всего двум странам – Колумбии и Эквадору», – сообщает Хон.

Есть разница

Информационные новшества не обошли стороной и цветочный бизнес. Основной тренд – рост числа интернет-магазинов, торгующих продукцией через Сеть. Пока эта сфера не так развита, и игроки только начинают увеличивать обороты. Однако уже сейчас, по оценкам экспертов, доля онлайн-продаж занимает до 10% от рынка с ежегодным приростом. Цена на товар между онлайн- и офлайн-магазинами также может быть достаточно ощутима. При этом, как утверждают игроки, онлайн-магазины часто ставят расценку выше, чем физический магазин, именно по причине посреднических отношений, так как интернет-магазин чаще всего заказывает товары и услуги у физических исполнителей.

«Надбавка есть в онлайн-магазинах, и это факт. Интернет-магазин – это сервисная услуга, а за сервис всегда идет доплата. Тем более что интернет-магазин ориентирован на удовлетворение потребностей не локального рынка, а преимущественно для реализации возможности физического коннекта потребителей в случае невозможности личного контакта, то есть для тех, кто находится в удалении от близких ему людей, но желает поздравить их», – объясняет Денис Хон.

Учитывая тот факт, кто пока онлайн-магазины цветов не распространены повсеместно, определенная доля «своих» клиентов у физических магазинов остается неизменной. Однако есть вероятность, что процент будет постепенно сдвигаться за счет более удобных сервисов, оказываемых онлайн-точками продаж. «Онлайн и офлайн – у этих понятий есть как минимум два пути дискретизации. С одной стороны, можно говорить о том, что онлайн – это интернет-магазин, а офлайн – это физический магазин, привязанный к точке на карте. В то же время в интернете есть свое понимание этих терминов, обусловленное несколькими аспектами. Онлайн-интернет-магазин – это площадка с возможностью покупки в режиме онлайн при помощи инструментов электронных платежей. Офлайн-интернет-магазин – это та же площадка, возможно, даже использующая практически ту же оферту, но без поддержки онлайн-платежей, что в свою очередь связано с известными неудобствами для потребителя», – говорит спикер.

Что касается казахстанского содержания, то для местных производителей задачей выживания является сдержать демпинг цен и расширение производства. Только они пока что физически не могут охватить внутренний рынок сбыта, так как в стране функционируют лишь два крупных предприятия по производству цветочной продукции. В расчет не берутся более мелкие производители, объемы которых никак не влияют на рыночные настроения. «Этот сегмент рынка состоит практически на 100% из частных производителей, у которых подчас не хватает ни возможностей, ни площадей, ни технологий, ни ассортимента. Как итог мы имеем продукцию местного производителя, сильно уступающую импорту по качеству, при этом практически равнозначную по стоимости. Последние несколько лет конкурировать с импортом для местного производителя становится все труднее ввиду демпинга рынка как внешнего, так и внутреннего», – говорит Денис Хон.

По признанию участников рынка, цветочное производство – не самое рентабельное занятие. В целом окупаемость проектов по выращиванию цветов растягивается на 3,5-5 лет. Вариативность зависит от таких факторов, как климатические колебания, а также сезонность бизнеса. Ведь некоторые виды цветов, например, тюльпаны, к 8 марта дорожают в два раза. Но после праздника их продажа оказывается не такой выгодной производителю.

Чувствителен к нарушениям

  Чтобы покрыть потребности растущего рынка, местным производителям не хватает масштабности и дополнительных инвестиций. Да и нечестная конкуренция со стороны иностранных производителей наносит урон производству внутри страны. По словам Хона, очень много негатива привносит демпинг со стороны юга. Здесь имеется в виду не только наводнение рынка дешевой продукцией, но и рабочая сила, ориентирующаяся на соотношение «работать на износ – получать, сколько дают», отчего, конечно, страдает качество оказываемых услуг и товаров. «Такое положение дезориентирует потребителя – всегда сложно сделать выбор между качеством и ценой», – уверен собеседник.

  По мнению Хона, цветочный бизнес очень чувствителен к любым нарушениям: экономическим, политическим и социальным. Но наиболее явственно он выделяет проблему с этикой продаж. «Сейчас на рынке буквально исчезло разделение на сегменты оптовой продажи и розничной. Оптовики инжектируют рынок своими точками розничной реализации без учета политики торговой наценки – организуют розничную торговлю по оптовым ценам. Розничная торговля не выдерживает конкуренции и либо уходит с рынка вообще, либо организует собственную линию оптовых закупок и продаж. Как следствие, происходит перенасыщение рынка и ухудшение качества товара и оказания услуг», – резюмирует спикер.

  Таким образом, цветочный бизнес только сегодня начал делать робкие шаги на пути цивилизованного предпринимательства. И пока не виден пункт назначения, где Казахстан перестанет быть только родиной тюльпанов, а станет серьезным игроком на внешней арене. 

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.