Зарубежная кормушка
АВТОР

11.03.2015 • 17:44 5043

Зарубежная кормушка

Франшизам не нужно местное производство

Как правило, в кризисное время наиболее устойчивые показатели демонстрируют вполне демократичные концепции, одними из которых являются заведения фастфуд. Крупным компаниям, оперирующим в этом сегменте, удается сохранить свои былые позиции, отчасти из-за того, что основными поставщиками продукции для таких сетей по-прежнему остаются иностранные, а не местные производители. Такое положение дел подтверждают и сами игроки рынка, утверждая, что 100% сырья для своих ресторанов компаниям приходится поставлять из-за рубежа.

«Тщательный отбор поставщиков требует много времени, ресурсов и инвестиций. В среднем процесс утверждения нового поставщика занимает два года. Не стоит забывать и об уровне развития индустрии: фастфуд-индустрия в Казахстане находится на зарождающейся стадии и в данный момент не может предложить большого разнообразия поставщиков», – объясняет Самир Нашед, генеральный директор Burger King в Казахстане.

Несмотря на кризис, международные сети фастфуда на местном рынке продолжают свое развитие. В связи с тем, что рынок и раньше был далек он насыщения, у новых игроков есть широкое поле для деятельности. Они, распробовав отчасти нетронутую нишу на вкус, стремятся занять на ней основные позиции. Однако главной проблемой для компаний остаются трудности с поставками, так как ни одна из местных компаний-производителей не подходит под стандарты, установленные франшизами фастфуд-ресторанов. «У крупных компаний на рынке существуют определенные правила и положения, с которыми эти компании, так сказать, родились. Этим же правилам они и должны следовать. Когда какой-либо ресторан быстрого питания заходит на рынок, у него уже есть определенный список поставщиков, с которыми он должен сотрудничать и производить закуп только у них», – говорит Алексей Матвеев, глава Союза франчайзинга в Казахстане.

c5da3c10c0a27eeef980cc0064e.png

Компании, занятые в этой сфере бизнеса, сталкиваются со сложностью доступа к качественным ингредиентам, так как, с одной стороны, концепция фастфуда изначально предполагает низкие цены, с другой – казахстанский рынок поставщиков необходимых продуктов не развит. По словам участников рынка, это касается не только мясных изделий, но даже и салатов, и овощей. Дело в том, что большая часть поставщиков крупных фастфуд-сетей должна иметь сертификат безопасности (Food Safety Certificate), который утвержден GFSI (Global Food Safety Initiative). Из-за трудности и дороговизны его получения товар для заведений доставляют из-за границы, от производителей, которые уже его имеют. Такое положение дел способствует удорожанию цен на конечный продукт. Так, по словам Самира Нашеда, процент удорожания может доходить до 30%. Говоря о Burger King, спикер заявил, что логистические затраты существенно влияют на конечную стоимость продукции. «Это характерно для всех игроков развивающихся стран – чек в таких странах выше, чем в Европе и США, вне зависимости от игрока. Так, в зависимости от блюда конечная стоимость увеличивается минимум на 30%», – говорит он. Между тем другой эксперт, Алексей Матвеев, утверждает, что такое положение дел играет на руку иностранным производителям. «Я не думаю, что местные компании станут добиваться того, чтобы производить товар для франчайзинговых сетей, просто потому, что это не так рентабельно, как может показаться на первый взгляд. Ведь получить лицензию качества на продукты, которые они будут поставлять таким ресторанам, стоит денег, а кредиты сейчас очень дорогие. Тем более я не думаю, что это будет выгодно иностранным поставщиками, которые уже работают с ресторанами, и те в свою очередь будут демпинговать цены и всячески способствовать тому, чтобы компании закупались именно у них», – говорит спикер.

Как отмечает собеседник, вопрос касается также и объемов спроса. Например, для запуска локального производства рынок должен вырасти до гораздо больших объемов, чем сейчас. Потому что в случае открытия производства при нынешних условиях большую часть времени оно будет простаивать. Кроме того, Матвеев уверен, что компании вовсе не идут на удорожание конечной стоимости, так как эти издержки покрываются за счет относительно недорогой рабочей силы. «Тем не менее мы рассматриваем все возможные варианты работы с локальными поставщиками. В данный момент мы ведем работу с двумя местными производителями, которые съездили к нашим поставщикам в Испанию и Голландию, чтобы познакомиться с технологиями выращивания салата айсберг и томатов. Мы надеемся, что им удастся пройти сертификацию и наладить производство», – обнадеживает Нашед.

Отметим, что сегодня рынок фастфуда в Казахстане оценивается в $250 млн с ежегодным приростом в 15%. Хотя локальных брендов ресторанных сетей быстрого питания больше по отношению к международным, доля рынка франшизы в секторе быстрого питания не превышает 10%. Для того чтобы выйти на должный уровень, компании необходимо иметь как минимум 12-15 ресторанов. Развитие сети фастфуда во многом зависит от ряда составляющих: наличия подходящих помещений, цен за арендную ставку, проходимости мест. 

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Самир Нашед BurgerKing франшизы РК

11.03.2015 • 17:44 5043

Поделиться
Loading...
  • Kapital.kz – информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. Запрещается использование материалов Центра деловой информации Kapital.kz казахстанскими интернет-СМИ, несмотря на наличие гиперссылки на источник. Данным разрешением обладают исключительно информационные партнеры. Также не допускается перепечатка материалов делового портала Kapital.kz, которые прозвучали в эфире радиостанций, телеканалов, появились на страницах газет или были размещены на интернет-ресурсах, являющихся информационными партнерами Kapital.kz.
    Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus