USD
499.51₸
+0.960
EUR
525.83₸
+1.550
RUB
4.62₸
-0.130
BRENT
73.35$
-0.140
BTC
95562.90$
-657.900

Образовательная профнепригодность

В Казахстане пытаются ввести дуальное образование

Share
Share
Share
Tweet
Share
Образовательная профнепригодность- Kapital.kz

О необходимости введения дуального образования в Казахстане говорится уже в течение продолжительного времени. Еще в советский период профучреждения тесно сотрудничали с фабриками и заводами, где будущие специалисты могли пройти практику, а позднее устроиться на работу. Позже посла развала Союза эти связи во многом были потеряны. Сегодня государство стремится постепенно возрождать былые традиции, налаживая связь между профучреждениями и местами практики.

По поручению главы государства Нурсултана Назарбаева в стране начали модернизировать систему профориентационного образования с уклоном на формирование госсистемы дуального технического и профессионального образования. Система среднего профобразования может отвечать потребностям рынка труда только в том случае, если ориентиры учебных программ будут направлены с теории на практику. «Сейчас очень важно подготовить кадры, которые были бы адекватны запросам индустриализации. Новые специальности нужны, новые рабочие нужны. Эти рабочие на уровне советских инженеров, у них высокая заработная плата, высокая квалификация. Для министерства образования и всех регионов стоит задача подготовки кадров. Все обучающие пункты, которые мы наметили, должны своевременно в строй вводиться», – заявил Назарбаев.

Правительство решило законодательно закрепить прохождение производственной практики на предприятиях, что в свою очередь означает ответственность работодателя и учебного заведения при подготовке кадров. «В самом законопроекте предусматривается закрепление компетенции уполномоченного органа по определению порядка организации и проведения производственной практики студентов, а также организации дуального образования. В законопроекте предусматривается в качестве государственной гарантии – бесплатное предоставление технического и профессионального образования. И основным моментом закона является предоставление определенного уровня гибкости в управлении учебных заведений с особым статусом», – заявил депутат Мажилиса Парламента РК Мейрам Бегентаев.

Казахстан старается перенять опыт зарубежных стран, где дуальная система образования успешно практикуется в связке с заводами и фабриками. Однако система дуального образования может натолкнуться на препятствия в виде низкой популярности рабочих профессий, а также отсутствия профстандартов.

«Такая форма обучения не нова, она у нас существовала до начала 90-х годов прошлого века. ПТУ и ПТШ (профтехучилища и профтехшколы), а до этого ФЗУ (фабрично-заводские училища, именуемые в простонародье «фазанка») были при каждом крупном предприятии. Гиганты промышленные в своем составе имели и институты – втузы (высшие технические учебные заведения), которые готовили дипломированных инженерно-технических работников (ИТР) для предприятия. Говорить, что это ноу-хау немецких профессиональных школ и компаний, на мой взгляд, не совсем корректно», – отмечает Жанна Мендыбаева, директор бюро образовательных технологий UniverSity.

Что касается мировой практики, то на Западе система дуального образования признана в качестве наиболее эффективной формы обучения, когда в процессе подготовки кадров комбинируют теорию с производственной практикой. Однако вопрос остается открытым: сможет ли государство успешно внедрить дуальное образование в общий сюжет образовательного процесса?

Не отходя от станка

Пока в Казахстане наблюдается сильная нехватка технических специалистов, особенно в производственной сфере. По мнению экспертов, дуальное образование сможет решить главную проблему в этой области – отсутствие практики и навыков для полноценной работы на производстве. Отметим, что на начало 2014\2015 учебного года в РК функционировало 775 самостоятельных организаций технического и профессионального образования. По сравнению с предыдущим учебным годом численность учащихся сократилась на 5% и составила 528,5 тыс. человек.

«На сегодняшний день государственным общеобязательным стандартом технического и профессионального образования установлено, что профессиональная практика должна составлять не менее 40% от общего объема учебного времени обязательного обучения. Необходимо увеличить данный показатель. Считаем, что содержание образовательных программ должно быть практикоориентированным и носить модульный формат», – говорит Джамиля Досмагамбетова, заместитель генерального директора АО «Республиканский научно-методический центр развития технического и профессионального образования и присвоения квалификации».

Говоря о возможностях дуального образования, специалисты выделяют несколько положительных моментов: построение программ обучения, соответствующих запросам производства, отрасли, региона, формирование необходимых уже сегодня навыков у студентов, что способствует быстрой адаптации на рабочем месте, и подготовка необходимого количества специалистов для производства.

eaa70d1eea6dd4e7c16cada8cde.png

«Самым большим барьером при внедрении дуального обучения является то, что законодательно не определена ответственность сторон социального партнерства по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров по дуальной форме обучения. Так, в настоящее время не определена ответственность сторон дуального обучения – государства, работодателей и учебных заведений. Это сдерживает процесс эффективного внедрения системы дуального технического и профессионального образования», – говорит Досмагамбетова.

Однако эксперты в этой области считают, что предприятия, участвующие в подготовке специалистов по дуальному образованию, сами должны финансировать такое партнерство, так как системе, при которой обучение в вузе опирается на производственную подготовку, нужна помощь не только со стороны государства, но и бизнеса.

«В СМИ пишут об инициативах Национальной палаты предпринимателей по привлечению средств для дуального образования. Полагаю, что лодка дуального образования бьется о вопрос финансирования, потому что это затратная, ресурсоемкая технология обучения», – говорит Мендыбаева.

Пока же бизнес не готов участвовать в формировании дуальной системы образования и частное финансирование идет с трудом. Прежде всего, это связано с тем, что при финансировании программ дуального образования компаниям будет необходимо идти на большие расходы. В модернизацию системы пока инвестируют только из бюджета, а вместо так необходимых дефицитных специалистов учреждения выпускают не столь востребованных рынком труда менеджеров и юристов.

Как отмечает Мендыбаева, «повернуть образование лицом к потребностям современного производства и бизнеса – естественный ход развития образования на всех уровнях от школы и колледжа до университета. Партнерство в обучении молодежи может принести обоюдную выгоду, как для учебных заведений, так и для производства, и, как следствие, для развития промышленного и образовательного потенциала страны».

В целом актуализацию образовательных программ с упором на практическую составляющую диктует время. Дуальное образование имеет массу перспектив для развития, хотя пока такие профессии не так популярны в стране. Как считают эксперты, сократить кадровый голод предприятий-партнеров, заинтересованных в росте своего кадрового потенциала, и растущих предприятий с перспективными проектами развития с помощью программы дуального образования можно, если у предприятий есть естественная заинтересованность и инициатива в развитии образования. Все это должно сопровождаться высоким качеством обучения.

«Хотелось бы верить, что так и будет. Так должно быть, ведь на сегодняшний день общая потребность специалистов в стране составляет 287 тыс. человек. А разговор об отсутствии безработицы вызывает огромные сомнения. Поэтому дуальное образование должно быть более гибким, разносторонним, массовым. Иначе проблем, как экономики страны, так и социальных, не решить, что в конечном итоге может привести к печальным последствиям», – подытоживает Марианна Гурина, президент фонда «Ұлағатты жанұя».

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.