О необходимости введения дуального образования в Казахстане говорится уже в течение продолжительного времени. Еще в советский период профучреждения тесно сотрудничали с фабриками и заводами, где будущие специалисты могли пройти практику, а позднее устроиться на работу. Позже посла развала Союза эти связи во многом были потеряны. Сегодня государство стремится постепенно возрождать былые традиции, налаживая связь между профучреждениями и местами практики.
По поручению главы государства Нурсултана Назарбаева в стране начали модернизировать систему профориентационного образования с уклоном на формирование госсистемы дуального технического и профессионального образования. Система среднего профобразования может отвечать потребностям рынка труда только в том случае, если ориентиры учебных программ будут направлены с теории на практику. «Сейчас очень важно подготовить кадры, которые были бы адекватны запросам индустриализации. Новые специальности нужны, новые рабочие нужны. Эти рабочие на уровне советских инженеров, у них высокая заработная плата, высокая квалификация. Для министерства образования и всех регионов стоит задача подготовки кадров. Все обучающие пункты, которые мы наметили, должны своевременно в строй вводиться», – заявил Назарбаев.
Правительство решило законодательно закрепить прохождение производственной практики на предприятиях, что в свою очередь означает ответственность работодателя и учебного заведения при подготовке кадров. «В самом законопроекте предусматривается закрепление компетенции уполномоченного органа по определению порядка организации и проведения производственной практики студентов, а также организации дуального образования. В законопроекте предусматривается в качестве государственной гарантии – бесплатное предоставление технического и профессионального образования. И основным моментом закона является предоставление определенного уровня гибкости в управлении учебных заведений с особым статусом», – заявил депутат Мажилиса Парламента РК Мейрам Бегентаев.
Казахстан старается перенять опыт зарубежных стран, где дуальная система образования успешно практикуется в связке с заводами и фабриками. Однако система дуального образования может натолкнуться на препятствия в виде низкой популярности рабочих профессий, а также отсутствия профстандартов.
«Такая форма обучения не нова, она у нас существовала до начала 90-х годов прошлого века. ПТУ и ПТШ (профтехучилища и профтехшколы), а до этого ФЗУ (фабрично-заводские училища, именуемые в простонародье «фазанка») были при каждом крупном предприятии. Гиганты промышленные в своем составе имели и институты – втузы (высшие технические учебные заведения), которые готовили дипломированных инженерно-технических работников (ИТР) для предприятия. Говорить, что это ноу-хау немецких профессиональных школ и компаний, на мой взгляд, не совсем корректно», – отмечает Жанна Мендыбаева, директор бюро образовательных технологий UniverSity.
Что касается мировой практики, то на Западе система дуального образования признана в качестве наиболее эффективной формы обучения, когда в процессе подготовки кадров комбинируют теорию с производственной практикой. Однако вопрос остается открытым: сможет ли государство успешно внедрить дуальное образование в общий сюжет образовательного процесса?
Не отходя от станка
Пока в Казахстане наблюдается сильная нехватка технических специалистов, особенно в производственной сфере. По мнению экспертов, дуальное образование сможет решить главную проблему в этой области – отсутствие практики и навыков для полноценной работы на производстве. Отметим, что на начало 2014\2015 учебного года в РК функционировало 775 самостоятельных организаций технического и профессионального образования. По сравнению с предыдущим учебным годом численность учащихся сократилась на 5% и составила 528,5 тыс. человек.
«На сегодняшний день государственным общеобязательным стандартом технического и профессионального образования установлено, что профессиональная практика должна составлять не менее 40% от общего объема учебного времени обязательного обучения. Необходимо увеличить данный показатель. Считаем, что содержание образовательных программ должно быть практикоориентированным и носить модульный формат», – говорит Джамиля Досмагамбетова, заместитель генерального директора АО «Республиканский научно-методический центр развития технического и профессионального образования и присвоения квалификации».
Говоря о возможностях дуального образования, специалисты выделяют несколько положительных моментов: построение программ обучения, соответствующих запросам производства, отрасли, региона, формирование необходимых уже сегодня навыков у студентов, что способствует быстрой адаптации на рабочем месте, и подготовка необходимого количества специалистов для производства.
«Самым большим барьером при внедрении дуального обучения является то, что законодательно не определена ответственность сторон социального партнерства по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров по дуальной форме обучения. Так, в настоящее время не определена ответственность сторон дуального обучения – государства, работодателей и учебных заведений. Это сдерживает процесс эффективного внедрения системы дуального технического и профессионального образования», – говорит Досмагамбетова.
Однако эксперты в этой области считают, что предприятия, участвующие в подготовке специалистов по дуальному образованию, сами должны финансировать такое партнерство, так как системе, при которой обучение в вузе опирается на производственную подготовку, нужна помощь не только со стороны государства, но и бизнеса.
«В СМИ пишут об инициативах Национальной палаты предпринимателей по привлечению средств для дуального образования. Полагаю, что лодка дуального образования бьется о вопрос финансирования, потому что это затратная, ресурсоемкая технология обучения», – говорит Мендыбаева.
Пока же бизнес не готов участвовать в формировании дуальной системы образования и частное финансирование идет с трудом. Прежде всего, это связано с тем, что при финансировании программ дуального образования компаниям будет необходимо идти на большие расходы. В модернизацию системы пока инвестируют только из бюджета, а вместо так необходимых дефицитных специалистов учреждения выпускают не столь востребованных рынком труда менеджеров и юристов.
Как отмечает Мендыбаева, «повернуть образование лицом к потребностям современного производства и бизнеса – естественный ход развития образования на всех уровнях от школы и колледжа до университета. Партнерство в обучении молодежи может принести обоюдную выгоду, как для учебных заведений, так и для производства, и, как следствие, для развития промышленного и образовательного потенциала страны».
В целом актуализацию образовательных программ с упором на практическую составляющую диктует время. Дуальное образование имеет массу перспектив для развития, хотя пока такие профессии не так популярны в стране. Как считают эксперты, сократить кадровый голод предприятий-партнеров, заинтересованных в росте своего кадрового потенциала, и растущих предприятий с перспективными проектами развития с помощью программы дуального образования можно, если у предприятий есть естественная заинтересованность и инициатива в развитии образования. Все это должно сопровождаться высоким качеством обучения.
«Хотелось бы верить, что так и будет. Так должно быть, ведь на сегодняшний день общая потребность специалистов в стране составляет 287 тыс. человек. А разговор об отсутствии безработицы вызывает огромные сомнения. Поэтому дуальное образование должно быть более гибким, разносторонним, массовым. Иначе проблем, как экономики страны, так и социальных, не решить, что в конечном итоге может привести к печальным последствиям», – подытоживает Марианна Гурина, президент фонда «Ұлағатты жанұя».