USD
449.58₸
-0.490
EUR
486.94₸
-1.570
RUB
4.86₸
BRENT
87.01$
+0.110
BTC
71318.80$
+1923.600

Рецепт на рекламоносителе

К чему приведут последствия законопроекта о запрете рекламы в СМИ

Share
Share
Share
Tweet
Share
Рецепт на рекламоносителе- Kapital.kz

В мае текущего года в Казахстане был принят закон о запрете рекламы лекарственных безрецептурных средств, который должен был вступить в силу с 20 ноября 2014 года. Закон вызвал массу недовольства как среди фармкомпаний, так и среди остальных участников рынка. Непосредственно перед вступлением закона в силу в прессе стали появляться сообщения, что парламент отменил действие этого закона. Деловой еженедельник «Капитал.kz» решил выяснить, как обстоят дела на самом деле.

Напомним, что, согласно поправкам, реклама всех безрецептурных лекарственных средств (БЛС) разрешена теперь только в специализированных медицинских изданиях, а также в организациях здравоохранения. «В целом закон направлен на решение целого ряда системных проблем разрешительной системы Казахстана, в частности: постоянное увеличение количества разрешений, необоснованность введения новых разрешений, неиспользование оценки рисков в разрешительной системе, неупорядоченность разрешений (отсутствие единых подходов) и отсутствие понятия разрешения», – объясняет в своем блоге министр здравоохранения и социального развития Тамара Дуйсенова.

По данным, которые предоставили нам в Ассоциации представительств иностранных фармацевтических производителей, реклама фармпрепаратов сегодня занимает порядка 25% от всего рекламного рынка. Таким образом, убытки, которые понесут сами СМИ, оцениваются примерно в $30 млн. «Запрет усложнил выход на рынок новых безрецептурных препаратов. Несомненно, произойдет некоторое снижение продаж безрецептурных лекарств. Большая роль в выборе лекарственных средств будет принадлежать провизору-первостольнику. Убытки понесут в первую очередь СМИ, они недополучат не менее $30 млн. Фармкомпании активизируют рекламу в специализированных СМИ, могут появиться новые телепередачи и специализированные издания», – говорит Вячеслав Локшин, президент Ассоциации представительств иностранных фармацевтических производителей.

Нововведения должны существенно повлиять на методы и подходы фармкомпаний к рекламе лекарственных средств, в числе которых сегодня оказались как местные производители, так и иностранные дистрибьюторы. По словам наших экспертов, конечные потребители также ощутят на себе последствия запрета, так как будут лишены возможности свободного доступа к необходимой информации. «Граждане будут отрезаны от информации о новых безрецептурных ЛС, СМИ потеряют деньги, на которые можно развиваться. Фармкомпании понесут потери в продажах, при этом выиграют производители пищевых добавок, реклама на которые не запрещена. И не исключено, что ряд ЛС начнут процесс перерегистрации в БАДы. Подобное решение ничем не оправдано и не имеет никакого смысла, поскольку реклама ЛС очень четко регулировалась и контролировалась МЗ РК», – говорится в обзоре юридической компании Aequitas по этому поводу.

В новом законопроекте существует ряд неучтенных моментов, касающихся как самих компаний-производителей, так и СМИ. В частности, остается неясным вопрос разграничения между рекламой препарата и подачей информации о нем, а также будет ли сайт фармкомпании являться рекламным носителем.

«Если принять как верную и единственно возможную позицию органов фармацевтического контроля, занимаемую сегодня, и все вытекающие из этого запреты, то медицинским и фармацевтическим компаниям ничего не остается делать, как пересмотреть свои планы на рекламу после ноября 2014 года и перераспределить выделяемые для этого средства на размещение рекламных модулей в специальных профессиональных изданиях и организациях здравоохранения (в том числе через врачей в больницах и поликлиниках и фармацевтов в аптеках)», – считают в Aequitas.

Рынок волнуется – раз

На тему введения закона об отмене рекламы безрецептурных лекарственных средств в Казахстане дискутируют еще с 1994 года, когда в парламенте только начинали обсуждение этого законопроекта.

«Начиная еще с 1994 года, этот вопрос подымали периодически. Когда вводили запрет, местные компании ссылались на российское телевидение, так как там TV-реклама лекарственных препаратов была разрешена. По прошествии времени снова спохватывались, снова запрещали. На моей памяти это было три или четыре раза, а теперь закон снова ввели», – говорит Анатолий Беркман, президент ассоциации производителей фармацевтической медицинской продукции «Медфарм Казахстан».

Со слов члена правления Ассоциации поддержки и развития фармдеятельности Батырбека Машкеева стало понятно, что запрет на рекламу остался в силе без каких-либо изменений.

«Говорить о какой-либо отмене на запрет не приходится, так как запрет действует. Фармкомпаниям теперь придется перейти на специализированные издания, которые распространяются среди медицинских работников. Убытков у компаний как таковых не будет, ведь реклама – это прежде всего траты. Просто спрос на товары, которые так широко рекламировались, будет расти медленнее. Если говорить, например, о Европе или США, то там разрешена реклама безрецептурных лекарственных средств. То есть в этих странах безрецептурные товары спокойно рекламируются. У нас же решили запретить их рекламирование. Но все согласятся, что это перебор», – считает он.

С ним согласен юрист Алексей Солодкий, подтверждая, что документа, удостоверяющего отмену запрета на рекламу лекарственных средств, нет.

Как отмечают спикеры, закон больше направлен на упорядочение рекламы. Прежде всего введение закона хорошо тем, что вследствие него в стране будет снижено число граждан, подверженных самолечению, что часто имеет негативные последствия. По некоторым данным, почти 40-45% населения предпочитает самолечение, нежели поход к врачу.

«С одной стороны, лекарства рекламировать нельзя. Потому что зачастую и рекламодатели, и производители подают свою продукцию некорректно. Любая реклама – это навязывание тех или иных лекарств пациенту без знания специфики болезни и особенностей организма, то есть без консультации с врачом. То есть это как самолечение, что плохо. Получается, что, с одной стороны, рекламировать лекарственные средства не стоит. Раньше, когда запрет упреждали, все ссылались на российский рынок, российское телевидение, там ведь реклама была разрешена», – говорит Беркман.

Стоит также отметить, что в случае недостатка информации вступление в силу закона в будущем может привести к обратному эффекту, то есть увеличению количества граждан, занимающихся самостоятельным лечением. Негативным моментом может послужить и тот факт, что фармацевтический рынок также может замедлить темпы своего развития из-за отсутствия непосредственного выхода на свою целевую аудиторию.

Контрольный орган

В ряде стран есть регулирующие органы, осуществляющие эффективный контроль за рекламой лекарственных препаратов. В Казахстане таким органом является Национальный центр экспертизы лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, который проверяет наличие рекламируемых лекарственных свойств в препарате непосредственно перед его выходом к потребителю.

«В Казахстане можно было бы оставить рекламу безрецептурных лекарств для того, чтобы потребитель получал достоверную информацию. Потому что разрешение на рекламу дает наш Минздрав через Национальный центр экспертизы. Каждый рекламный ролик лекарственных препаратов тщательно проверяется на вещи, которые не свойственны этому препарату. То есть Минздрав уже является барьером. До принятия закона нельзя было использовать детей в рекламных роликах или приписывать препарату какие-либо чудодейственные свойства. Сегодня же решили исключить рекламу лекарственных средств вообще», – говорит Машкеев.

Спикер уверен, что гораздо большую проблему представляют БАДы, реклама которых легальна и разрешена законом. В стране существует ряд компаний, выдающих бесполезные препараты под видом лекарств.

«Самое интересное, что на БАДы реклама разрешена. Некоторые компании выдают БАДы за лекарственные средства, таким образом, вводя население в заблуждение, более того, приписывая им какие-то особенные свойства, которыми они не обладают. Это на самом деле вводит население в заблуждение», – говорит он.

Больше всего от запрета пострадают мелкие местные производители, специализирующиеся на нескольких видах лекарственных средств, так как они не смогут справиться с экспансией крупных производителей, имеющих достаточно большие бюджеты на продвижение своей продукции.

«Нам представляется, что вводимые изменения являются недостаточно законными с точки зрения реализации конституционного права на охрану здоровья и вытекающего из него права на получение полной информации о приобретаемых медицинских товарах и услугах, а также свободы предпринимательской деятельности, провозглашенной гражданским законодательством. Этот вопрос требует тщательного анализа», – говорится в обзоре Aequitas.

Прийти к соглашению

В Казахстане специализированных СМИ, освещающих фармсферу, относительно мало. В стране может появиться больше узконаправленных изданий, занимающихся освещением фарминдустрии в целом. «Запрет не окажет сильного воздействия на компании, просто их продажи снизятся, осведомленность потребителей, конечно, будет меньше. Больше всего потеряют СМИ, так как фармацевты просто перейдут на специализированные издания, где смогут рекламировать свою продукцию легально», – говорит Машкеев.

Большинство участников рынка уверены, что запрет сильно повлияет на рост и увеличение фармрынка. Более того, исходя из нынешней ситуации как в стране, так и в мире, данная мера, по мнению Беркмана, выглядит преждевременной. «Понятно, что аспирин рекламировать не страшно, а вот какие-то специальные препараты, которые могут, например, содержать наркотические вещества, седативные, вряд ли. То есть при вводе подобных законов нужен диалектический, избирательный подход, какое лекарство можно рекламировать, а какое нет. Но у нас рекламу запретили, в России же она останется. А ведь есть среди населения и те, кто смотрит российское телевидение. Получается, что если договариваться, то надо это делать не на уровне одного государства, а на уровне того евразийского сообщества, которое будет у нас с 1 января. Также нужна грамотная координация того, что можно рекламировать, а что нет. Никто пока не выработал правила игры, а до тех пор, пока нет правил что можно, а что нельзя не только в одной стране, а во всей евразийской зоне, эта песня будет повторяться снова и снова», – резюмирует Анатолий Беркман.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.