В недавно опубликованном рейтинге Всемирного банка Казахстан занял 77-е место (в 2013-м – 76-е). Незначительное снижение может быть вызвано техническими причинами – скажем, изменением методологии подсчета или некоторых критериев, что и предопределило незначительное снижение рейтинга страны.
Но это только на первый взгляд. Если присмотреться чуть внимательнее, станет ясно, что «Ежегодный рейтинг благоприятности условий ведения бизнеса» охватывает 189 стран и основан на 10 показателях, анализирующих нормативно-правовые акты (включая создание предприятия и ведение бизнеса, ВЭД-деятельность, налогообложение, а также разрешение неплатежеспособности).
Исследование вызвало бурную критику специалистов по всему миру, что заставило команду исследователей в очередной раз приступить к усовершенствованию методологии.
Любой рейтинг включает субъективный фактор. Как бы там ни было, исследование дает представление о позиции Казахстана на мировой арене в широком понимании. Рейтинг Казахстана понизился по критериям регистрации предприятий, получения разрешений на строительство, подключения к системе электроснабжения, получения кредитов, защиты прав миноритарных инвесторов и налогообложения.
Для поднятия рейтинга Казахстана по шкале «Легкость ведения бизнеса» считаем целесообразным осуществление комплекса мер по автоматизации ряда процедур и либерализации/упразднению необходимости предоставления ряда документов при ведении бизнеса. В частности, для достижения вышеуказанных целей было бы целесообразно:
• Упростить процедуру регистрации предприятия путем сокращения перечня необходимых документов по несырьевым видам деятельности. В частности, предлагается внедрить уведомительную процедуру регистрации предприятия в любом центре обслуживания населения Республики Казахстан. В настоящий момент лишь субъекты малого бизнеса подлежат регистрации посредством подачи уведомления на портале электронного правительства Республики Казахстан. При этом данная процедура возможна только при наличии электронного ключа. Сама по себе процедура получения электронного ключа и процедура его установки являются довольно сложными.
• Оптимизировать административные барьеры в строительстве. В соответствии с законодательством Республики Казахстан количество видов деятельности и работ в строительстве, лицензируемых в Республике Казахстан, более 130. По нашему мнению, лицензированию должны подлежать лишь те виды предпринимательской деятельности, которые непосредственно влияют на здоровье человека и состояние окружающей среды. Таким образом, целесообразно упразднить лицензирование таких видов деятельности, как строительно-монтажные работы и производство (выпуск) строительных материалов, изделий и конструкций (за исключением сертифицируемой продукции), заменив их страхованием гражданско-правовой ответственности подрядчика и контролем со стороны саморегулируемых организаций – добровольных объединений (к примеру, Ассоциация застройщиков Казахстана). Такие организации успешно функционируют в ряде западных стран, включая профессиональные союзы архитекторов и строителей Соединенных Штатов Америки, Германии, Великобритании и во многих других странах. Введение таких поправок в законодательство Республики Казахстан приведет к уменьшению дополнительных поборов в процессе получения лицензии.
• Упразднить проверки и разрешения в отношении видов деятельности, не связанных с угрозой для жизни человека. В текущих условиях необходимость столь тщательного контроля бизнеса отсутствует. Мировая практика показывает, что именно сокращение административного давления является главным стимулом развития предпринимательства и привлечения иностранных инвестиций. Кроме того, такой шаг позволит существенно снизить злоупотребление полномочиями проверяющих и сделать очередной шаг в борьбе с коррупцией на государственном уровне.
• Существенно упростить процедуру ликвидации предприятий. На текущий момент процедура ликвидации предприятий обременена рядом сложных процедур и на практике ее срок может составлять от 6 до 12 месяцев. Считаем целесообразным внедрение системных изменений в этом отношении, в частности, в вопросах оперативности проведения аудита налоговыми органами.
• Осуществить либерализацию налогообложения субъектов предпринимательства в отдельных приоритетных сферах путем освобождения от уплаты КПН в первые три года деятельности. Такой шаг позволит новым субъектам предпринимательства повысить свою конкурентоспособность, расширить производство и создать новые рабочие места, что является безусловным преимуществом в процессе привлечения иностранного инвестора.
• Упростить процедуру рассмотрения заявок для кредитования по государственным программам развития бизнеса. В настоящее время существуют такие государственные программы, как: «Дорожная карта бизнеса-2020», программы фонда «Даму» (программа «Даму-Өндіріс» для поддержки субъектов частного предпринимательства, занятых в сфере обрабатывающей промышленности, программа финансирования лизинговых сделок субъектов малого и среднего предпринимательства и т.д.). Основные сложности возникают в процессе рассмотрения заявок в связи с недостатками самой системы рассмотрения. Целесообразно предусмотреть возможность подачи заявок онлайн по всем государственным программам развития бизнеса и опубликования результатов их рассмотрения на сайте соответствующего государственного органа Республики Казахстан.
• Сократить число административных барьеров для привлечения инвестиций в приоритетные секторы экономики. Очевидно, что некоторые административные барьеры в приоритетных секторах экономики нужны для обеспечения национальной безопасности. Однако в остальных случаях административные барьеры должны быть сокращены. Одним из примеров является необходимость получения бизнес-визы для иностранного инвестора, желающего инвестировать в Казахстан. Считаем, что подобное требование может быть упразднено.
Кроме того, для внесения изменений в законодательные акты Республики Казахстан и при разработке новых законопроектов следует шире привлекать к обсуждению бизнес-сообщество. После внесения соответствующих изменений в законодательные акты Республики Казахстан необходимо провести ряд семинаров и тренингов для сотрудников государственных органов Республики Казахстан для разъяснения сути внесенных изменений в законодательные акты Республики Казахстан в регионах Республики Казахстан, поскольку на практике препятствиями для осуществления различных государственных программ и внедрения инновационных технологий являются чиновники в регионах Республики Казахстан.
Таким образом, для повышения рейтинга Казахстана по шкале «Легкость ведения бизнеса» требуется не только внесение изменений в отдельные законодательные акты Республики Казахстан, но и повышение уровня образованности и профессионализма чиновников в регионах Республики Казахстан.
Максим Услистый, руководитель офиса международной юридической группы Astapov Lawyers в Казахстане
Алмас Тлеупов, юрист