USD
444.32₸
-1.340
EUR
473.33₸
-1.250
RUB
4.76₸
-0.020
BRENT
88.25$
+0.130
BTC
66584.80$
+240.200

Не попали в переплет

Казахстанский издательский рынок развивается с оглядкой на российского производителя

Share
Share
Share
Tweet
Share
Не попали в переплет- Kapital.kz

Казахстанский книжный рынок, по некоторым данным, оценивается в $70 млн с ежегодным приростом в 12-15% в год. Этому способствуют как местные, так и по большей части российские производители. Дело в том, что соседство с Россией ставит Казахстан на одно из первых мест по объему сбыта книжной продукции этой страны, а создание Таможенного союза только упрочило позиции российских издательств на местном рынке. Кроме того, местный рынок является отражением российского: тенденции, присущие россиянам, со временем приходят и в Казахстан.

Сегодня российские книги занимают до 80% от всего рынка. При этом на книги казахстанских издательств приходится до 10-12% от всех наименований, часть из которых издана по госзаказу, часть – на средства самих авторов. По словам наших экспертов, книжные магазины открыты для работы с местными издателями и проявляют заинтересованность по отношению к казахстанским авторам, но все-таки предпочитают работать с российскими и зарубежными импортерами, так как окупаемость таких произведений выше. Подобная ситуация объясняется относительно слабой конкурентоспособностью местных авторов по отношению к зарубежным, а также таким немаловажным фактором, как ценовой порог.

«Местный издательский рынок имеет свою специфику и не похож на какой-либо другой рынок. Население страны у нас небольшое, поэтому мы не можем выпускать большой тираж. В Америке на человека в год потребляется 240 кг бумаги, в России – 16 кг, то есть где-то в 15 раз меньше, а так как мы от россиян отстаем, то эта цифра у нас еще меньше. То есть, чем больше страна, тем более развит рынок. Например, российское издательство напечатает 100 тыс. книг, 80 тыс. из которых пойдет на российский рынок, а остальное издательство распределяет по близлежащим странам. Россияне давят тиражом, так как за счет большого тиража экземпляр одной книги стоит дешевле в конечном итоге. Около 70-80% книг на местном рынке – это книги, созданные в России, остальное – это книги отечественных издателей», – объясняет ситуацию директор издательства «Золотая книга» Вячеслав Титенев.

Ориентир на местности

Казахстанские издатели ориентированы на госзаказ и частных авторов, издающих книги за свой счет. В прошлом году Министерство культуры и спорта РК выделило из госбюджета около $7,3 млн на издание научной и массово-политической литературы по госзаказу.

«Для определенной области науки государство выделяет, к примеру, 10 млн тенге на издание книг. Эти средства распределяют между 10 авторами, книги которых впоследствии распространяются среди потребителей в этой или смежной области. Книгу можно напечатать за полтора-два месяца, другой вопрос, как ее потом продать. Так как само издательство рискует в меньшей степени, вся мера ответственности переходит на самого автора, тем более что наша специфика не рассчитана на массовое производство», – дополняет Вячеслав Титенев.

Если говорить о самоиздающихся авторах, то на местном рынке существует такая тенденция, когда автор, выпускающий книги за свой счет, часто не может найти рынки сбыта. Если книжные магазины и приобретают произведения местных авторов, то берут их только под реализацию, при этом не давая каких-либо гарантий продаж и сроков сбыта.

«Книгораспространением, то есть доведением печатной книжной продукции до потребителей (покупателей, читателей), занимаются как сами издатели, так и торговые организации, занимающиеся реализацией книжной продукции, и библиотеки. Специфической особенностью книгораспространения в Казахстане является значительное преобладание в книжной торговле российской книжной продукции. По данным специалистов, в разных книготорговых организациях, российские издания составляют от 65% до 90% ассортимента. В особенности преобладание российских книг наблюдается в секторе художественной литературы», – говорится в отчете Книжной палаты РК.

Помимо того, что на отечественном книжном рынке преобладает зарубежная и российская продукция, для него характерна и слабая защищенность со стороны государства. Так, в прошлом году в Казахстане было напечатано около 9,4% книг с нарушением определенных правовых форм. Пока в республике нет отдельного закона, касающегося издательской деятельности. Сегодня эта область регулируется общими нормативно-правовыми актами, которые не всегда напрямую относятся к издательской деятельности.

«Среди факторов, оказывающих негативное воздействие на состояние и дальнейшее развитие книжного дела, отсутствие нормативно-законодательной базы в области книгоиздания и, в первую очередь, документа, обязывающего издательства предоставлять обязательный экземпляр в Книжную палату РК. Отсутствие нормативно-законодательных актов в области книжного дела способствует выпуску некачественной книжной продукции в плане соблюдения межотраслевых и национальных ГОСТов», – дает свою оценку Книжная палата РК.

По словам Бахытжана Сулейменова, директора издательского дома Hit Print, казахстанский рынок отчасти консервативен, так как местные игроки не используют мировые практики работы между издательством и автором. «Издательский рынок на стадии своего раннего развития. Не используются мировые практики в отношении работы с авторами. Отрицательно сказывается отсутствие финансовых механизмов, позволяющих модернизировать печатное и постпечатное оборудование на приемлемых для начинающего бизнеса условиях. Более того, рентабельность низкая ввиду отсутствия понимания, как у авторов, так и у самих субъектов рынка, в различии между издательским делом и типографским», – говорит он.

Ставки сделаны

Снижение спроса на казахстанском рынке компенсируется изданием учебной литературы для школьников, а также печатью учебных пособий для студентов младших курсов. В 2013 году в Казахстане было выпущено 1,5 тыс. наименований учебников, 62,5% из которых являются учебными пособиями для высших школ.

«Почти 70-85% от всей издательской деятельности в Казахстане – это выпуск учебников. Учебные пособия, учебники для школьников наиболее конкурентоспособны, именно на них существует наибольший спрос, а цена не так высока, потому что это госзаказ. Казахстанский издательский рынок специфичен, так как 70% того, что мы выпускаем, – это учебники, остальные 30% – это либо частные авторы, либо заказы со стороны государства», – говорит Вячеслав Титенев.

Как правило, недостатка в игроках на местном рынке нет. Согласно данным Национальной государственной книжной палаты Республики Казахстан, сегодня в Казахстане функционируют более 1,3 тыс. компаний, занятых в сфере издательского бизнеса, 66,1% из которых приходится на Алматы, следом идет Астана с долей в 11,7% от общего количества издательств. В прошлом году в стране было зарегистрировано 61 новое предприятие, из которых 8 – это государственные учреждения, а 10 компаний представлены частными предпринимателями.

Основными проблемами, с которыми сталкиваются издатели, являются отсутствие подходящих профессиональных кадров, неразвитость рынка как такового и давление со стороны иностранных производителей и участников рынка. Спикеры отмечают, что часто крупные издательства находятся в состоянии стагнации из-за отсутствия заказов. Некоторые издательства переквалифицируются в стандартные типографии, распуская часть персонала.

«Проблем на издательском рынке немало: не хватает квалифицированных
журналистов-обозревателей, профессиональных дизайнеров газет и журналов, невысокое качество импортного полиграфического оборудования. Кроме того, активное развитие интернета негативно сказывается на бумажных носителях», – считает главный редактор издательства «Кросс-Пресс» Дмитрий Глушков.

Согласно статистике, за прошлый год в Казахстане было издано 18 млн экземпляров книг, но это лишь малая часто того, что поставляют на казахстанский рынок российские производители. Более того, часть книг не доходит до местного потребителя из-за отсутствия согласованности между автором и конечным пунктом продаж. В стране сохраняется отрицательный тренд – уменьшение общего тиража издаваемых книг. Так, снижение продукции составило 17,8% (- 2,8 млн экземпляров) к предыдущему году.

В поисках роста

Казахстанский книжный рынок остается стабильной позицией российского книжного рынка и рынков стран СНГ. Как предполагают эксперты, ощутимого прорыва на местном рынке ожидать не приходится, так как казахстанским книгоиздателям попросту не выгодно производить книжные экземпляры большим тиражом. Относительная малонаселенность страны делает ее зависимой от иностранного производителя.

«Мы не можем печатать таким тиражом, как, например, россияне. У них и население больше и рынок сбыта шире. По определению, чем больше страна, тем более развит рынок. Как сказал наш президент, для того чтобы страна была самодостаточная, ее население должно быть около 60 млн человек, чтобы товар, который она будет производить, мог выгодно продаваться внутри самой страны. У нас сейчас население 17 млн человек. То есть, если мы будем что-то производить, нужно продавать это что-то еще и за границу. Россияне выигрывают за счет цены. Они выпустят «Трех мушкетеров» Дюма, и мы сделаем то же самое. Цена на одну и ту же книгу будет разная за счет большего тиража», –  говорит Вячеслав Титенев.

Развитие издательской деятельности в регионах также играет немаловажную роль в увеличении рынка, так как количественная диспропорция между столичными и региональными издательствами оказывает сильное воздействие на рынок. Определяющей проблемой для казахстанского издательского рынка остается поиск источников роста. В связи с тем, что местный рынок строго лимитирован, новым игрокам приходится искать альтернативные способы роста и развития, чтобы остаться на плаву.

«Делать прогнозы на нашем рынке очень затруднительно, поскольку мало информации о перспективах региональных издательств, да и столичные издательства зачастую находятся в стагнации. Уровень развитости издательского рынка невысокий, очень мало исторических, юридических и детских изданий. Засилье переводных дайджест-изданий. Много идентичных мелкотиражных изданий, которые, я считаю, засоряют местный рынок», – подытоживает Дмитрий Глушков.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.