USD
444.22₸
+0.370
EUR
476.38₸
+2.080
RUB
4.82₸
+0.020
BRENT
89.31$
+0.210
BTC
64396.00$
-209.900

Онлайн-бронирование набирает высоту

Бронирование в Сети приходит на смену традиционным продажам билетов

Share
Share
Share
Tweet
Share
Онлайн-бронирование набирает высоту- Kapital.kz

Развитие рынка онлайн-бронирования в Казахстане получило свое распространение относительно недавно и по сравнению с российским туррынком сильно отстает как в количестве игроков, так и по части ценового сегмента. По разным оценкам, казахстанский рынок онлайн-бронирования сегодня оценивается от 6% до 15% от общей доли туррынка, или до $2 млрд. Рынок хотя и существует, но компаниям, предоставляющим такие услуги, приходится заслужить доверие среди местных граждан, так как большинство из них предпочитают приобретать билеты в местах офлайн-продаж.

Тем не менее низкая цена за билет, удобство и простота способствуют развитию и всеобщей популяризации покупок и бронированию билетов через Сеть. Если говорить о мировой тенденции, то тут ситуация иная. Мировой рынок онлайн-бронирования демонстрирует бурные темпы роста и развития. За прошлый год объем мирового рынка онлайн-продаж билетов вышел на отметку в $300 млрд. Порядка 60% жителей США и 40% жителей Европы используют онлайн-бронирование в качестве своего основного способа для путешествий.

«На мой взгляд, рынок online-travel в РК уверенно набирает обороты. Вообще, факторов, влияющих на это, множество, но один из основных – это кризис, произошедший с туристическими компаниями в этом году и подорвавший доверие к ним. На сегодняшний день доля online-travel в общем объеме туристической индустрии составляет не больше 6%, однако я уверен, что эта цифра будет динамично расти на фоне роста электронной коммерции в целом», – говорит сооснователь Halyktravel.kzШакир Исламбакиев.

Система онлайн-бронирования столь привлекательна благодаря обширному спектру предложений, размещенных на сайтах компаний. К тому же она позволяет найти оптимальный вариант для самих покупателей среди десятков сотен предложений от авиакомпаний. По данным, которые «Капитал.kz» предоставил сервис онлайн-покупки авиабилетов aviata.kz со ссылкой на международную ассоциацию воздушного транспорта IATA, общий месячный потенциал казахстанского рынка авиационных пассажирских перевозок составляет $160 млн, включая агентскую, собственную продажу авиакомпаний и онлайн-продажу.

Игры в монополию

В Казахстане система индивидуального бронирования билетов складывается постепенно, в основном за счет отечественных сервисов. Тем не менее рынку все еще не хватает игроков, предоставляющих подобные услуги для усиления конкуренции и, как следствие, развития рынка.

По словам директора Chocotravel.com Николая Мазенцева, компании, осуществляющие продажу билетов онлайн, получают выгоду за счет комиссии за перевозки от компаний-перевозчиков, с которыми у них заключен договор об оказании услуг. Комиссия может достигать до 5% от стоимости билета. «Выгода агентства заключается в комиссионном вознаграждении, которое оно получает от перевозчиков, в зависимости от авиакомпании, размера агентства комиссии могут варьироваться от 1% до 5%. Доходность одного из крупнейших международных игроков expedia.com – около 9%. Агентство также может предложить покупателям сопутствующие услуги, продажу страховок, отелей, аренду автомобилей или заказ трансфера в аэропорт, с которых тоже получает комиссию. В таких услугах комиссионное вознаграждение выше – от 10 до 40%. Плюс, если у вас большая аудитория, вы можете зарабатывать на рекламе, которую можно продавать на сайте. Доля доходов от рекламы одного из крупнейших мировых метапоисковиков kayak.com составляет 60% от всех доходов», – рассказывает он.

Причиной неразвитости рынка онлайн-бронирования в Казахстане является слабое развитие сервисов для предоставления подобных услуг и недоверие граждан к покупкам билетов через Сеть. Более того, в Казахстане лишь малая доля людей, являющихся самостоятельными путешественниками, ведь именно они являются основными клиентами точек онлайн-продаж.

«Чаще всего низкая цена на бронирование онлайн связана с тем, что агентство несет меньше расходов по сравнению с офлайн-продажами. Ниже расходы на офис, многие услуги отданы на аутсорсинг, а персонал может находиться в любой точке мира. Необязательно для этого находиться в Казахстане, например, наши специалисты работают в разных городах Казахстана и России. С современными технологиями это не проблема, клиент может находиться в любом городе Казахстана, полностью оформить заказ и оплатить его онлайн, не обращаясь в компанию лично», – считает руководитель проекта aviabilet24.kz Ольга Кизикина.

По ее мнению, часто доверие клиента зависит от того, может ли он прийти в офис компании, посмотреть в глаза тому, кому он отдает свои деньги.

Из-за недоверия клиентов часто компании, предоставляющие онлайн-бронирование билетов, приходится давать возможность клиентам непосредственного общения с менеджерами как лично, так и по телефону или через социальные сети.

«Конечно, в Казахстане на сегодняшний момент существует ряд проблем в сфере online-travel. Во-первых, это низкий уровень осведомленности потенциальных потребителей о возможностях онлайн-покупок. Во-вторых, это страх перед онлайн-покупками. Пользователи не доверяют, боятся мошенничества или технического сбоя. В-третьих, не все туркомпании готовы и подготовлены к работе в онлайн. Процесс перехода к онлайн-продажам требует больших затрат, как материальных, так и интеллектуальных, и занимает продолжительное время», – поясняет Исламбакиев.

Паниковать пока рано

Согласно данным Национального банка, в 2013 году объем интернет-платежей составил 265,4 млрд тенге, на туризм пришлось меньше 1% от этой суммы. Медленная экспансия Глобальной сети заставляет туроператоров и турагентства искать выход на клиентов через интернет, но глобальная тенденция оттока клиентов в Сеть тревожит пока только западные компании.

«Более низкая цена в онлайне, как правило, обусловлена экономией на рабочем персонале и арендной плате, за счет автоматизации всех процессов. Средняя зарплата по выписке билетов в системе бронирования составляет от 120 тыс. до 200 тыс. тенге, в среднем один агент обслуживает одного пассажира около 15 минут. Чтобы поднять продажи, офлайн-агентству необходимо увеличивать количество агентов и, соответственно, площадь арендуемого помещения, что отражается на издержках. Таким образом, все эти расходы покрываются офлайн-агентством за счет более высоких сервисных сборов, которые оплачивает клиент», – объясняет директор сервиса онлайн-покупки авиабилетов aviata.kz Анна Ли.

Местные игроки утверждают, что туроператорам пока рано бить тревогу, так как рост продаж посредством Сети в ближайшее время не сможет привести к закрытию или вытеснению туркомпаний с рынка. По словам основателя компании KAZUNION Лауры Галиевой, как такового рынка онлайн-travel пока не существует. Между тем она считает, что бронирование тура через турагентство для клиента будет выгодней из-за получения спеццен на турпакет. «Рынка онлайн-туристических пакетов практически нет. Есть бронирование авиабилетов и отелей, это связано с мнением, что бронировать отдельно услуги дешевле. На самом деле бронировать пакетные туры дешевле, так как это связано с получением специализированных цен, причем как от авиакомпаний, так и отельеров. А также возможности предоставлять групповые трансферы по очень низким тарифам», – считает она.

Отчасти онлайн-бронирование выгодно тем, что при покупке билетов через интернет клиент освобождается от переплаты турфирме, которая в этом случае выступает в качестве посредника. Однако, как утверждают наши эксперты, при покупке турпакета непосредственно у туроператора клиент может только выиграть, так как зачатую туроператор может предложить скидку не хуже из-за покупки билетов компанией целыми блоками.

Все же, как утверждает Галиева, относительно низкая цена при онлайн-travel возможна лишь в случае бронирования билетов или отеля, так как «для получения интернет-клиентов продавцы готовы отдавать свою комиссию, лишь бы получить клиента. В части турпакетов – дешевле через турагентства», – считает она.

Утечка через Сеть

Рынок онлайн-бронирования как отелей, так и самих билетов грешит дефицитом предложений. Выездной рынок онлайн-бронирования можно отнести к весьма узкому сегменту туризма, так как большая часть предложений сконцентрирована вокруг строго очерченного количества предлагаемых направлений.

Сегодняшние покупатели, обозначившие онлайн-покупку билетов в качестве своего приоритетного выбора, жаждут большей свободы за меньшие деньги, тем самым вынуждая компании искать новые выходы в сфере онлайн-продаж и бронирования. В Казахстане можно наблюдать постепенную тенденцию, когда для успеха компания вынуждена менять характер и специфику каналов сбыта, прокладывая путь в интернет.

«Увеличение рынка ожидаемо, повышается доля доверия к онлайн-платежам, растет уровень самостоятельных путешествий, где каждый турист может как конструктор «собрать» свое путешествие, сложить его из авиабилета, отеля, транспорта, визы и т.п. В целом прогнозы оптимистичные, рынок онлайн-продаж в Казахстане будет расти и трансформироваться аналогично онлайн-тенденциям в мире. Сама авиаиндустрия ведет нас к прогрессу в этой области, развивая онлайн-сервисы, такие как онлайн-регистрация на рейс, развитие безбумажных технологий всех процедур в аэропортах», – говорит руководитель проекта aviabilet24.kz Ольга Кизикина.

По мнению наших спикеров, в ближайшие годы ситуация вряд ли изменится и традиционные продажи билетов в офлайн-точках еще долгое время останутся самым востребованным видом продаж.

«Принимая во внимание независимую экспертную оценку агентского рынка – продажи авиабилетов на уровне $75 млн в месяц, – очевидно, что основная доля приходится на розничные и корпоративные продажи. Лишь небольшая часть – на онлайн, которая на сегодняшний день, по оценкам аviata.kz, составляет не более 3% для агентского рынка, около 10% для собственной продажи авиакомпаниями на своих сайтах, и в среднем дает показатель 6% всех продаж, генерируемых в онлайне на рынке реализации авиабилетов», – говорит Анна Ли.

Местные игроки стараются делать акцент на локализации как маркетинга, так и предлагаемых услуг в целом. Хотя охват существенной доли рынка остается за традиционными туроператорами, клиентский прирост новых потребителей в сегменте онлайн-продаж идет за счет повышения доли как самостоятельных путешественников, так и в связи с возросшим к этому сектору интересом со стороны местных потребителей. Но и он пока недостаточен для обеспечения видимого прироста клиентской базы в Сети.

«Повышается проникновение интернета, знакомство людей с технологиями становится более тесным. Людям удобнее сделать выбор в автоматических системах, так как самостоятельное онлайн-бронирование показывает полную картину доступности билетов и дает свободу выбора – это тот продукт, который постоянно будет наращивать армию поклонников. Мы предполагаем, что рынок будет расти, повторяя график развитых стран с отставанием на несколько лет», – подытоживает Анна Ли.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.