Несмотря на высокие ставки по необеспеченным займам, которые могут доходить до 54%, средневзвешенные номинальные ставки по таким кредитам составляют чуть более 20%. И хотя такие займы весьма дорогие, объем выдачи потребительских кредитов продолжает расти. За месяц объем розничных займов увеличился на 3,9%. Между тем, как считают в рейтинговом агентстве Standard&Poor’s, в Казахстане пока не ожидается надувание кредитного пузыря.
За месяц объем потребительского кредитования вырос на 3,9% (+8,2 млрд тенге). Если в июне таких кредитов было выдано на сумму 211,0 млрд тенге, то в июле эта сумма достигла отметки 219,3 млрд тенге. Полугодовой прирост займов на потребительские цели составил 14,3%. Так, если на конец декабря 2013 года банки выдали потребительских займов на 2 201 млрд тенге, то на конец июля – 2 517 млрд тенге. Между тем ранее некоторые банки росли активнее, чем рынок. У некоторых игроков банковского сектора годовой прирост беззалоговых кредитов достигал свыше 50%. Ситуация откорректировалась, когда регулятор установил предел по росту необеспеченных займов. С февраля 2014 года в каждом банке ежегодный рост беззалоговых займов не должен превышать 30%. В начале апреля регулятор обязал банки более диверсифицировано подходить к отбору заемщиков. Теперь максимальная сумма ежемесячного платежа по необеспеченному кредиту не должна превышать 50% от дохода заемщика. «В Казахстане закредитованность населения ниже, чем в России. Недавно регулятор принял решение ограничить рост беззалоговых кредитов, эту меру мы оцениваем положительно. Проходит достаточно много дискуссий о том, какие меры можно было использовать для ограничения беззалоговых займов, но тем не менее мы уважаем действие регулятора и считаем, что они своевременны. В Казахстане по сравнению с Россией более современные системы риск-менеджмента и более полный доступ к информации заемщика», – отметили в Standard&Poor’s.
Между тем в «Народном банке» считают, что мониторинг качества заемщика мог бы быть более прозрачным. «Есть два фактора, которые могут повлиять на получение более полной информации о заемщике. Во-первых, кредитное бюро должно работать более полноценно, в онлайн-режиме. Сейчас информация о погашении кредита в Первое кредитное бюро поступает через 15 дней. Во-вторых, кредитное бюро в Казахстане должно получать полный спектр информации о заемщиках. Например, в западных банках кредитное бюро получает полную информацию. То есть на развитых рынках кредитное бюро может отследить информацию о задолженности по оплате за коммунальные услуги, телефон. При этом такие бюро аккумулируют информацию не только по банковскому сектору, но и по страховому рынку. Считаю, что эти инициативы необходимо закрепить на законодательном уровне. Инициатива только одного банка не позволит всех коммунальщиков заставить передавать информацию в Первое кредитное бюро», – отметил заместитель председателя правления «Народного банка» Марат Альменов.