Современные технологии, которые позволяют накапливать огромное количество информации, создают новые формы бизнеса. Так, по данным исследований International Data Corporation, ежегодно объемы хранимой информации вырастают на 40%. Например, в 2012 году в мире было создано 2,43 зетабайт информации, что в два раза больше, чем в 2010 году (1 зетабайт равен 1 млрд гигабайт). В этих условиях информация перестает быть самоценностью, на передний план выходят способы ее обработки и использования. Скажем, в банках аккумулируется огромное количество данных на каждого держателя карточки, кредитора или депозитора. Это не только история обращения денег, но и анализ того, где и как совершались покупки через карточку или интернет. Сами по себе данные не имеют большого смысла и только их анализ и интерпретация могут показать, кто они – клиенты того или иного банка, чем живут, в чем нуждаются. Такие исследования помогают оптимизировать бизнес и предложить новые продукты. И это действительно работает.
В одном из недавних интервью основатель компании «Яндекс» Аркадий Волож рассказал о заказе от одного из операторов дать прогноз на основе предложенной статистики – кто уйдет к другому оператору. Прогноз «Яндекса» сбылся, и они получили еще один заказ. В интервью российскому «Коммерсанту» он говорил о том, что большие данные становятся для компании одним из перспективных источников дохода: «Мы начали первые эксперименты в геологоразведке и сейсмологии. У наших партнеров постоянно появляются вычислительные задачи, а мы им предоставили наши распределенные системы. Сейчас за четыре часа считается то, на что раньше уходило 26 дней. Результат – приток новых контрактов. Уже есть заказы от нефтяных компаний: российской «Роснефти», норвежской Statoil».
Деловой еженедельник «Капитал.kz» обратился в компанию «Яндекс», чтобы узнать, есть ли подобные заказы из Казахстана. Владимир Исаев, менеджер отдела по международным связям с прессой, рассказал, что пока публичных проектов с казахстанскими госорганами или частными компаниями нет. «Но я бы не говорил, что это показательно – тема очень новая, и далеко не всем очевидна выгода. А тем, кому очевидна, не очень понятно, как все-таки работать с большими данными. Это не проблема Казахстана, а проблема вообще», – отметил г-н Исаев. Этой же точки зрения придерживается и сотрудник компании EPAM Алмас Молдаканов. Несмотря на то, что на внешних рынках эта компания вплотную работает с BigData (большие данные), в Казахстане у нее таких заказов нет.
Правильное обращение с информацией приносит дивиденды. Исследования Массачусетского технологического института и Уортонской школы бизнеса говорят о том, что компании, решившие использовать систему принятия решений на основе больших данных, получают увеличение результативности на 5-6%. В то время как компания McKinsey считает, что большие данные могут увеличить прибыль в секторе розничной торговли на целых 60%.
Можно
предположить, что какие-то подвижки идут внутри компаний, и мы о них не знаем,
так как сфера коммерческого использования больших данных широка – это
коммунальные услуги, рынок недвижимости, транспорт и логистика, складирование,
медицина, финансы и страхование. Но все же в этом стоит усомниться, так как для
существования BigDataнеобходимы четыре условия: непосредственно сами данные,
программное обеспечение для их хранения, специалисты в области анализа данных и
понимание того, какие преимущества дает «умная» информация. В Казахстане
наличие этих условий идет по нисходящей. Большие данные есть, но вот с
качественным оборудованием для их хранения, которое при этом позволит
выдерживать нагрузки при запросах, хуже. Еще хуже с кадрами – здесь нужны не
просто хорошие математики, но еще и аналитики. А хуже всего обстоят дела с
менеджментом, который даже если и интуитивно чувствует, что с информацией нужно
работать, то не знает, с какой стороны заходить.
Примеров
наиболее «продвинутых» компаний не так много. Скажем, можно рассказать об опыте
компании Beeline
Казахстан. Константин Колесов, директор по
корпоративной стратегии, отметил, что многое зависит от того, какими данными
располагает компания. «Скажем, BigData давно используется поисковой системой Google, которая собирает данные о
пользователях интернета с целью предложить наиболее релевантную их интересам
рекламу. Количество параметров, по которым они определяют профиль пользователя,
очень обширно. В нашем же случае использовать данные об абонентах гораздо
сложнее, поскольку мы знаем только где и когда был внесен платеж, а также как
долго и на каком направлении он говорил. Хорошо, если мы знаем при этом его пол»,
– говорит он. На основании этих данных достаточно сложно делать какие-то выводы
о пользователях. Однако, по его словам, в компании понимают важность анализа
данных, поэтому внедряют новую систему, которая автоматически будет
анализировать жизненный цикл каждого абонента, с тем, чтобы понять, как
менялось его потребительское поведение. Целью этого является создание такого
рекламного предложения, которое было бы интересно пользователю, не раздражало,
а отвечало его интересам. «Раньше для нас все пользователи были лишь
абонентской базой, «средним» абонентом. Теперь же мы пытаемся выстроить систему
анализа данных, чтобы увидеть уникальность каждого клиента», – комментирует
Константин Колесов.
Еще раз нужно отметить, что таких коммерческих компаний в нашей стране очень мало. И фактически это прекрасно показывает парадоксальную ситуацию, в которой оказался Казахстан. Не пройдя до конца стадию аграрного и индустриального общества, мы получили все технологии постиндустриального мира. Разумеется, это рождает некоторые перекосы, когда новейшие технологии и идеи информационного мира плохо встраиваются в нашу ментальность. Но это не должно быть оправданием, слишком важна сфера IT для будущего страны.
Большую роль в развитии BigData играет и государство, которое располагает, пожалуй, самым большим объемом данных как о физических, так и о юридических лицах. В Европе, скажем, большое количество информации открыто, что дает возможности и для исследователей, и для предпринимателей. Например, в некоторых европейских странах госорганы располагают данными о сдаваемом внаем жилье. На их основе появились интернет-приложения, которые в режиме реального времени показывают, где есть свободные квартиры. При этом сюда накладываются данные полицейских участков, которые подсказывают, какой уровень преступности в том или ином районе; данные других служб рассказывают об окружающей инфраструктуре. В итоге человек получает возможность подобрать наиболее удобный для себя вариант. Пока в Казахстане это невозможно, хотя госорганы пытаются внедрять в работу концепты BigData и OpenData (открытые данные).
В прошлом году вице-министр транспорта и коммуникаций РК Сакен Сарсенов заявлял, что будут внедрять новую технологию хранения и обработки больших объемов информации. Также было сказано, что ведомство ставит перед собой масштабную задачу по внедрению новейшей технологии BigData и выведению Казахстана в лидирующие роли мировой отрасли ИКТ. Пока о результатах ничего не известно.
«Нам неизвестны конкретные примеры использования технологий анализа больших данных государственными структурами в Казахстане, но не исключаем, что в сфере нацбезопасности уже используются схожие технологии», – считает главный архитектор АО «Национальные информационные технологии» (НИТ) Таир Сабыргалиев.
При этом он рассказал о той работе, которую ведет НИТ по обнародованию информации: «Открытые правительственные данные важны и для общества, и для экономики. Так, воздействие открытой информации на экономику ЕС оценивается миллиардами евро, а благодаря информационной прозрачности в Канаде удалось пресечь мошенничество с налоговыми льготами на благотворительность суммой в $3,2 млрд. В Казахстане же пока есть проблемы. Скажем, закон об информатизации и подзаконные акты еще не вступили в силу, поэтому не все запрашиваемые данные могут быть представлены для всеобщего доступа. Правительство РК сейчас находится на стадии принятия необходимых законодательных актов, которые будут регламентировать вопросы публикации открытых данных, их проверки и мониторинга».