На чем погорел «Гульнар Тур»?
АВТОР
ФОТОГРАФ

Вячеслав Батурин

17.07.2014 • 11:05 12198

На чем погорел «Гульнар Тур»?

Ситуация на туристском рынке Казахстана накалилась до предела

Ситуация на туристском рынке Казахстана накалилась до предела. Скандал с одним из крупнейших туроператоров республики ТОО «Гульнар Тур» заставил задаться вопросом  – куда смотрели регуляторы рынка? По неофициальным данным, пострадавшими от этой ситуации уже стали тысячи казахстанцев, а ущерб оценивается в 30 млн тенге.

Конечно, сейчас государственные органы не остались в стороне и общими усилиями предприняли ряд мер для урегулирования ситуации. Комитетом индустрии туризма Министерства индустрии и новых технологий РК совместно с акиматами в семнадцати регионах были созданы рабочие штабы и круглосуточно действующие телефонные «горячие линии». В их состав вошли представители государственных, местных исполнительных органов, депутатского корпуса и турбизнеса. В результате работы этих штабов из Турции регулярными и чартерными рейсами вывезены все пострадавшие туристы.

Вообще, сложившаяся обстановка вокруг крупнейшего игрока рынка туроператора ТОО «Гульнар Тур» еще раз показала, насколько несовершенна система государственного регулирования в туризме и насколько остро назрела необходимость усилить роль государства во взаимодействии между органами власти и компаниями, работающими в туротрасли. Прежде всего, нужно принять меры для регулирования отношений и четкого разделения обязательств между туроператорами и турагентами. В данном направлении государство вместо усиления контроля над туристской деятельностью упростило некоторые процедуры. Напомним, что государственное лицензирование туристской агентской деятельности было отменено с 30 января 2012 года. То есть теперь она может осуществляться без получения каких-либо лицензий, их наличие требуется только для туроператоров. Однако турагент обязан в течение пяти рабочих дней с момента заключения договора обязательного страхования ГПО (гражданско-правовой ответственности) турагента направить заявление в Комитет индустрии туризма МИНТ РК о внесении сведений в государственный реестр лиц, осуществляющих туристскую деятельность. Отмена лицензирования для турагентской деятельности по ожиданиям властей должна привести к развитию туризма. С другой стороны, подобное снятие административного барьера может сказаться не только на качестве услуг турагентов, но и привлечь мошенников в отрасль. То есть любой человек, имеющий свободные средства, может открыть туристское агентство, на стадии бронирования собрать с туристов деньги и раствориться с ними.По мнению экспертов, лицензия не просто свидетельство о принадлежности субъекта предпринимательства к конкретному профессиональному рынку услуг, но и выполняет дисциплинирующую функцию. А для потребителей этот документ является еще и показателем, вызывающим у них доверие.

По словам представителя одного из игроков рынка, многие клиенты воспринимали «Гульнар Тур» как единственного туроператора и авиаперевозчика в стране.  Сейчас приходится убеждать клиентов в том, что у других крупных туроператоров есть свои блоки мест на авиарейсах. Есть туристы с подтвержденными бронями в отелях, оплаченными  ТОО «Гульнар Тур», но с возникшими проблемами по перевозкам. Такие туристы просто приобретают авиабилеты уже отдельно. К слову, на ценах этот инцидент не сказался.

В связи с возникшей ситуацией Ассоциация туроператоров Республики Казахстан опубликовала открытое письмо, где выражает свою озабоченность касательно судьбы пассажиров, купивших билеты на регулярные рейсы в Анталию авиакомпанией AtlasJetAirlines.

«По сути, AtlasJetAirlinesполучила статус регулярных рейсов. И если рассматривать по закону регулярных перевозок,  там ответственность несет авиакомпания. Но все это время вопросы почему-то вертятся вокруг «Гульнар Тур». А на самом деле все забывают о том, что всю осень и всю зиму AtlasJet  с «Гульнар Тур» пытались получить выполнение  чартерных рейсов. Но согласно закону, принятому в прошлом году, иностранные авиаперевозчики не имеют права осуществлять чартерные рейсы. В апреле AtlasJetAirlines получила возможность выполнять регулярные авиаперевозки. Из Алматы, Астаны и Караганды они выполняли все рейсы как регулярный перевозчик и  должны дальше выполнять их, вывозить туристов. Теперь авиакомпания AtlasJetAirlinesзаняла позицию невиновного и утверждает, что денег от «Гульнар Тур» не получила и прервала программу, планируя ее возобновить, но уже найдя другого заказчика. Таким образом, получается, что статус этих рейсов несет  характер чартерной перевозки. Но ведь большому количеству людей были выписаны билеты на регулярные рейсы. Получается, авиакомпания хочет, сославшись на несостоятельность  «Гульнар Тур», умыть руки и сейчас никого не перевозит и не выполняет свои обязательства. В итоге все забыли о том, что регулярная авиакомпания должна за свои действия нести ответственность по закону», – говорит Лаура Галиева, директор  туроператора «Kazunion».

Принципиальным отличием регулярных рейсов от чартерных является то, что в случае регулярного рейса всю ответственность за выполнение перевозки несет на себе сам перевозчик, в случае чартерного рейса эта ответственность ложится на заказчика чартерного рейса. Регулярные рейсы продаются в открытой продаже и должны быть доступны для бронирования всеми желающими. Однако с самого начала на эти якобы «регулярные» рейсы невозможно было купить билеты в свободной продаже в системах бронирования. Сама авиакомпания «AtlasJetAirlines» запросы о покупке мест направляла только в «Гульнар Тур», что уже являлось нарушением правил регулярной перевозки. Несколько тысяч билетов было выписано ТОО «Гульнар Тур» на рейсы AtlasJet, а теперь авиакомпания, ссылаясь на финансовую несостоятельность своего единственного заказчика, отказывается выполнять перевозку пассажиров.

Ассоциация туроператоров РК в своем письме просит государственные органы вмешаться в данную ситуацию и потребовать от авиакомпании AtlasJetAirlines соблюдать законы РК и выполнить все свои обязательства перед пассажирами, купившими билеты по перевозке в Турцию до конца октября 2014 года. Ведь в ситуации с туроператором ТОО «Гульнар Тур» в разгар туристского сезона пострадали в первую очередь туристы – более 3 тыс. человек, которые не смогут отдохнуть по уже оплаченным турам по вине именно туроператора и турецкого авиаперевозчика AtlasJetAirlines.

Ежегодно мы сталкиваемся с проблемами на выездном чартерном рынке. В прошлом году это было банкротство турецкой авиакомпании SkyAirlines и турецкого туроператора «Qualitum», в 2012 году банкротство «On Travel». Ранее было множество аналогичных случаев, но, судя по случившемуся, с каждым годом масштабы становятся все серьезнее.

Надеемся, из этого печального опыта сделают выводы представители госорганов, в частности, комитета гражданской авиации, туркомпаний и в дальнейшем учтут и устранят все недочеты. А туристы будут защищены от таких случаев и смогут спокойно наслаждаться своим отдыхом за уплаченные деньги.

«Персоны Капитала». Истории успешных бизнесменов. Известные имена и лучшие бизнес-идеи. Подписывайтесь на нас здесь.

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

казахстанские туристы Гульнар тур туристы турция туроператоры РК отпуск гульнар тур

17.07.2014 • 11:05 12198

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
На чем погорел «Гульнар Тур»?
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика