USD
444.32₸
-1.340
EUR
473.33₸
-1.250
RUB
4.76₸
-0.020
BRENT
88.44$
+0.320
BTC
66004.40$
-340.200

Великий ядерный путь

Казахстан обязан отправлять в Россию высокообогащенное ядерное топливо

Share
Share
Share
Tweet
Share
Великий ядерный путь- Kapital.kz

Казахстан и ряд других стран бывшего социалистического блока, у которых есть атомные реакторы, обязаны отправлять в Россию высокообогащенное ядерное топливо исследовательских реакторов, построенных до распада СССР (так называемые реакторы российского происхождения). Вместо него эти страны получают низкообогащенное топливо. Словом, страны-участницы российско-американской программы репатриации топлива исследовательских реакторов российского происхождения (RRRFR) не несут значительных финансовых потерь. Тем более, как говорит эксплуататор исследовательского ядерного реактора Института атомной энергии  (ИАЭ) Ильдар Дербышев, большую материальную ценность представляет интеллектуальная собственность  – конструкция топливных элементов ядерного реактора, их состав, технология изготовления и т.д.

В наши дни ядерное топливо вывозят тремя способами – железнодорожным, автомобильным или авиационным. Выбор транспорта зависит от места расположения ядерного топлива, социальной обстановки и экономической ситуации в стране.

Например, топливо из Казахстана в Россию с 1998 года вплоть до последнего времени вывозили на автотранспорте, что не очень удобно и опасно. Причина – памятный дефолт в России, который привел к удорожанию действующих тарифов на перевозку железнодорожным путем.

Одной из основных сложностей экономического порядка является не потеря самого топлива, а вопрос логистики. Дело в том, что в силу особенности груза, каждый раз перевозчику (в сотрудничестве с эксплуатирующей организацией) приходится решать ряд уникальных вопросов – выбор маршрута, определение вида транспорта. 

Этой проблеме был отведен целый день, в рамках ежегодной технической встречи МАГАТЭ, которая проходила с 18 по 20 июня в городе Дананг, Вьетнам.  В основном на секции присутствовали специалисты регуляторных органов (МАГАТЭ, Росатом, Комитет атомной энергии РК и т.д.), эксплуатирующие организации, перевозчики. МАГАТЭ созывает такие конференции для решения вопросов, которые могут быть между странами – например, у сотрудничающих государств бывают разные нормативы в области перевозки особо опасных грузов. Также проблемой может быть оформление таможенных документов или процесс передачи самого топлива – чьи военные будут сопровождать груз, на каких условиях? Так что зачастую приходится пользоваться авиатранспортом, а это значительно дороже.

Впрочем, есть страны, которые просто вынуждены отправлять топливо воздухом. К их числу относится Венгрия. «Если говорить о транспортировке ядерного топлива из Венгрию в РФ исключительно сухопутным путем, то сегодня это совершенно невозможно из-за ситуации на Украине. Есть альтернативные наполовину сухопутные, наполовину морские пути – через Словению, Словакию и Польшу. Но это очень долго и дорого. Конечно, авиационный путь еще дороже, но зато это самый надежный метод из всех существующих», – говорит представитель атомной промышленности Венгрии Иштван Видовски.

Что касается авиакомпаний, которые занимаются перевозкой такого рода грузов, то здесь фактическим монополистом является компания «Волга-Днепр». На Западе выбор таких компаний шире. Исключительность российского перевозчика в этой сфере может затормозить процесс обмена топливом между странами. Так, представитель компании Евгений Лазарев заявил, что у нее уже возникали проблемы в связи с санкциями Запада. Но это был курьез. «Коллеги думали, что мы имеем отношение к Геннадию Тимченко, к его Volgagroup», – говорит г-н Лазарев.

Однако если санкции ударят едва ли не по единственному авиаперевозчику особо опасных грузов, то на атомную промышленность и перевозку топлива это особого влияния не окажет. «Весь процесс репатриации ядерного топлива долгий, он может растянуться на годы», – подчеркивает Ильдар Дербышев.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.