USD
523.86₸
EUR
544.34₸
RUB
5.11₸
BRENT
73.31$
+0.070
BTC
95882.30$
+521.100

Второй вал приватизации в Казахстане

В июле 2014 года начнется «вторая волна приватизации».

Share
Share
Share
Tweet
Share
Второй вал приватизации в Казахстане- Kapital.kz

Cогласно утвержденному Правительством РК комплексному плану приватизации на 2014 – 2016 годы, в июле 2014 года начнется «вторая волна приватизации». На торги будут выставлены объекты государственной собственности и активы, реализуемые национальными холдингами и нацкомпаниями.

В результате приватизации, реорганизации и ликвидации предприятий количество организаций республиканской собственности сократится на 28%, коммунальной собственности, за исключением организаций социальной сферы, на 38%, количество компаний в национальных холдингах – на 36%. Всего до конца 2014 года запланировано реализовать 278 объектов.

Главным мотиватором проведения второй волны приватизации, по мнению экономиста Шамиля Дауранова, является фактическое и прогнозируемое снижение поступления доходов в государственный бюджет. «В период, когда государство начинает испытывать трудности в формировании доходной части государственного бюджета и прогнозирует значительное ухудшение поступления доходов в среднесрочной перспективе, оно начинает поиск возмещения финансовых потерь от производственной деятельности», – объяснил эксперт. Процедура приватизации части производственных активов является самым безболезненным способом привлечения финансовых ресурсов для восполнения доходов от экономической деятельности. К тому же приватизация предприятий избавляет государство от содержания за счет госбюджета финансово истощенных в результате интенсивного государственного администрирования активов. Очевидно, что стратегически привлекательные активы будут реализованы на крупных зарубежных фондовых площадках или другим дольщикам, так как в кризисный или предкризисный период отечественные инвесторы не имеют свободных активов и заняты проблемами выживаемости своего бизнеса.

В условиях рынка, как отметил г-н Дауранов, государственная экономическая политика периодически акцентируется на национализации производственных активов или, наоборот, их приватизации.

Естественно, когда экономика находится на подъеме, государство стремится национализировать стратегически значимые активы, которые укрепляют его суверенитет и создают возможности для администрирования финансовых ресурсов подведомственных предприятий на решение приоритетных задач государства. Одновременно с этим в период экономического подъема в собственность государства переходят активы предприятий, обеспечивающих жизнедеятельность. Это энергетические и коммуникационные предприятия, тарифы и рентабельность на услуги которых контролируются государством, а также предприятия здравоохранения, образования и дошкольного воспитания, которые обеспечивают развитие человеческого капитала и конституционных прав населения страны.

Процесс национализации активов в Казахстане интенсивно происходил в период 2003-2007 годы. Наиболее значимые успехи в области национализации производственных активов, по мнению спикера, произошли в нефтегазовой промышленности и металлургии, системе, образования и здравоохранения.

Развитию процесса национализации стратегических активов, по мнению Шамиля Дауранова, способствовали рост добычи, транспортировки нефти и газа на Тенгизском и Карачаганакском месторождениях, рост мировых цен на энергоносители, черные и цветные металлы. В названном периоде среднегодовой рост добычи нефти и газа составлял около 10%, а мировых цен – на 30-40%.

Все это вывело государственный бюджет Казахстана в разряд крупного инвестора во всех направлениях развития. Стратегическим инвестиционным приоритетом государственных инвестиций стали развитие города Астаны, повышение международного имиджа Казахстана в мире, а также социальное и жилищное строительство.

Данные направления вложения государственного капитала в период низких темпов развития экономики и снижения мировых цен, как правило, серьезно отягощают государственный бюджет, что требует поиска финансовых ресурсов для содержания множества административных и культурных зданий, построенных в Астане, а также выполнения обязательств по проведению международных имиджевых мероприятий, инициированных казахстанскими властями.

К сожалению, как сказал г-н Дауранов, снижение темпов экономического развития и ухудшение мировой конъюнктуры в последние годы стала испытывать и экономика Казахстана. Об этом свидетельствует, например, снижение в 2013 году экспорта товаров (95,4%), в том числе индекс физического объема экспорта составил 98,5%, а экспортных цен – 96,9%. На снижение физического объема экспорта определенное влияние оказали проблемы с вводом в эксплуатацию Кашаганского месторождения нефти.

Показанный Агентством по статистике РК реальный рост ВВП в 2013 году 105,7% обеспечен в основном за счет торговли и прочих услуг, что практически не обеспечивает пополнение доходов государственного, и особенно, республиканского, бюджета. Промышленное производство в 2013 году выросло на 2,3%. «Однако прирост главным образом получен в отраслях, которые прямо или косвенно субсидируются государством. От налогов этих предприятий чистое наполнение доходов бюджета близко к отрицательному значению», – рассказал г-н Дауранов.

Опережающий рост импорта товаров (105,4%) также негативно сказался на текущем счете платежного баланса страны, что побудило Национальный банк Казахстана к девальвации тенге. Проведенное Правительством РК с начала апреля 2014 года частичное возмещение потерь от девальвации тенге, по мнению г-на Дауранова, свело на нет всю работу по макроэкономической стабилизации. По итогам текущего года следует ожидать роста инфляции и дефицита государственного бюджета.

«Исходя из того, что текущая модель экономического развития нашей страны демонстрирует все больше сбоев и нарастание социальной напряженности, то текущий крен в сторону развития предпринимательства вполне логичен», – считает экономист Марат Каирленов. В этой связи приватизацию как одну из мер по разгосударствлению экономики можно только приветствовать. Другое дело, как отметил спикер, существуют опасения, что под благими намерениями идет попытка разворовывания общественной собственности. «На мой взгляд, стоит провести достаточно широкие общественные слушания по каждому объекту, с привлечением независимых экспертов для всесторонней оценки плюсов и минусов, а не прогонять все общим списком. Текущий дефицит бюджета покрывается за счет Нацфонда, поэтому можно не спешить, а приватизировать партиями по 50-100 объектов/компаний за полугодие», – подчеркнул Марат Каирленов.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.