Изучение казахского языка – чрезвычайно деликатная тема, требующая осторожного подхода в суждениях. Очевидно, что и государство, и общество согласны с тем, что язык цементирует национальное единство. Фактически даже нет возражений, что язык учить нужно, однако косвенные индикаторы показывают, что все не так просто. Достаточно обратить внимание на востребованность языковых курсов.
Конечно, это достаточно щепетильный вопрос с точки зрения этики – можно ли делать бизнес на преподавании казахского языка, однако вопрос нужно ставить именно так. В рыночных условиях обычные экономические показатели могут показать картину в социальной жизни. Лейла Бейсенова из образовательного центра «Рост» рассказала, что не может уже три месяца собрать группу. Заместитель директора одного из крупнейших языковых курсов InterPressДинара Габидуллина также сообщает о невысоком спросе. «Ежемесячно у нас работает две-три группы наполняемостью от 6 до 12 человек. Это всегда взрослые люди и чаще всего они ходят на курсы по необходимости. Скажем, на работе требуется знание языка. Причем по нашему опыту можем сказать, ситуация особо не меняется ни в сторону увеличения, ни в сторону уменьшения», – рассказывает г-жа Габидуллина. И если учесть, что язык учат долго, то можно сделать вывод, что в InterPressучится максимум 36 человек.
Причем цены на курсы казахского языка даже ниже, чем, скажем, на курсы английского. Так, в компании InterPress 24 часа казахского языка в месяц будут стоить 14900, тогда как базовый английский оценивается в 22900 тенге. А в центре «Рост» курсы стоят 12 тысяч за 8 занятий. Но даже более низкие цены не стимулируют спрос.
В качестве другого примера востребованности казахскоязычных курсов можно привести статистику сайта Repetitor.kz. Самое большое количество преподавателей в его базе занимают репетиторы по английскому (2312), на втором месте учителя по математике (2297). А помочь с казахским могут 960 человек. Но даже если речь идет не о платных курсах для взрослых, а о занятиях для школьников, то и здесь есть свои проблемы.
Директор репетиционного центра «Аксес» Ирина Непомнящая рассказала, что до введения государственного языка в список экзаменов по ЕНТ на казахский записывались единицы. «Мы работаем с 1997 года, и только с 2001 года начался относительный рост и мы стали набирать школьные группы. Причем количество слушателей курсов напрямую зависит от количества выпускников. Сейчас наблюдается спад, но он обусловлен только тем, что сегодня выпускаются ребята, которые родились в 1996, а в те кризисные времена рождаемость была невысокой», – рассказывает директор «Аксес». Стоимость услуг для школьников и вовсе незначительная – всего пять тысяч тенге в месяц.
Можно, конечно, сказать, что платные курсы не пользуются популярностью, поскольку государство достаточно финансирует работу бесплатных курсов. Однако это не совсем так. Пару лет назад «Казпотребнадзор» публиковал данные, в соответствии с которыми для обучения всего населения казахскому языку нужно тратить $110 млн в год. Более того, существующие бесплатные курсы, даже если мы не будем сомневаться в их качестве, предназначены исключительно для чиновников, инвалидов, пенсионеров и временных безработных. Очевидно, что при таком подходе гипотетический спрос не может быть удовлетворен.
Сложившаяся ситуация говорит о том, что русскоязычное население не считает нужным вкладывать деньги в изучение казахского языка. Одним из наиболее разумных тезисов, объясняющих невысокий интерес к языку, является отсутствие качественного контента, доступного только на казахском. И в этой ситуации положение языковых курсов действительно может служить неким индикатором. Как только поток слушателей, инвестирующих деньги в изучение языка, увеличится, можно будет заявить, что казахский язык выходит из бытового дискурса и сферы делопроизводства и становится действительно важным провайдером знания и культуры.