27-е заседание Совета иностранных инвесторов позади. Видимо, не случайно оно было проведено в курортной зоне Боровое, поскольку итоговые решения создали для инвесторов действительно комфортные условия. Так, заключающие новые контракты инвесторы на десять лет освобождаются от уплаты КПН и земельного налога, а от уплаты налога на имущество – на 8 лет. Кроме этого, предполагается компенсация до 30% капитальных затрат инвестора со стороны государства после ввода объекта в эксплуатацию. Также был объявлен список из десяти стран, для которых Казахстан отменил визовый режим. Как выяснилось позднее, это правило будет действовать всего год и распространяться будет не на всех граждан, а именно на тех, кто занимается инвестиционной деятельностью. Эти и другие решения получили неоднозначную оценку экспертов.
В частности, иностранным инвесторам было предложено использовать Казахстан как некий плацдарм для выхода на общий рынок ЕАЭС. Действительно, это разумное предложение, которым инвесторы могли бы заинтересоваться, ведь наши налоговые ставки ниже, чем в России, да и по легкости ведения бизнеса в рейтинге Doing business Казахстан находится на более высокой позиции в сравнении с РФ и Беларусью. Вести бизнес в России, уплачивая казахстанские налоги, – вполне выгодное предложение. Однако практика показывает, что даже с учетом нынешних объективных российских проблем бизнесмены не спешат регистрировать компании в нашей стране. Экономист Петр Своик полагает, что это может быть связано с тем, что инвесторы еще не знают, в каком направлении последуют интеграционные процессы в рамках ЕАЭС. Так, он считает, что в ближайшие годы произойдет унификация налоговых ставок, а потому компании ориентируются не на положение 2014 года, а на перспективу.
Похожего мнения придерживается и российский брокер «Альпари» Анна Кокорева. Она рассказала нашему изданию, что компании будут открывать бизнес в Казахстане более охотно, когда рынок капитала, услуг и рабочей силы станет единым. В «Альпари» полагают, что постепенно будет проходить объединение энергетических, транспортных, финансово-экономических систем, будут закладываться основания для введения единой валюты.
К приведенным мнениям нужно относиться с определенной долей осторожности, поскольку речь идет о налоговой и валютной политике страны, что является важной составляющей суверенитета. Поэтому унификации в монетарной и налоговой сферах все-таки происходить не будет, так как это не отвечает национальным интересам Казахстана. Возможно, одна из причин того, что иностранные компании не спешат использовать нашу территорию как базу для ведения бизнеса, связана с тем, что пока вести дела в России выгоднее из самой России. Интеграционный процесс находится на начальной стадии, поэтому многие барьеры на уровне субъектов федерации еще не сняты.
Другим важным моментом является предложение иностранцам взять в концессию учреждения образования, здравоохранения, водоснабжения и предприятия других отраслей, где традиционно представлено только государство, а также активно участвовать в приватизации 700 предприятий. Антон Сороко, аналитик российского инвестиционного холдинга «ФИНАМ», указывает, что сейчас проблемы с привлечением прямых инвестиций наблюдаются не только в Казахстане, но и в других развивающихся странах, в частности, в России. «В нашей стране план по продаже госактивов постоянно корректируется в сторону увеличения его срока и переноса на более позднее время самых масштабных публичных размещений. Смысл прихода частных инвесторов в такие отрасли (здравоохранение, водоснабжение и др.) как раз в том, чтобы заметно повысить их общую эффективность, так как государство не может здесь полностью обеспечить оптимизацию всех бизнес-процессов», – говорит эксперт.
И все же предложение инвесторам выкупить такое большое число объектов вызывает некоторые вопросы. Например, почему приватизация ведется в таком авральном порядке (Петр Своик указывает, что процесс должен завершиться в один-два года)? Ведь если спешить некуда, то по каждому объекту нужно проводить анализ инвестиционной привлекательности, искать наиболее интересного инвестора, объяснить, почему он выставляется на торги. С другой стороны, любопытно предложение участвовать именно иностранным игрокам – государство не надеется на отечественных бизнесменов, или же стране необходим приток капитала извне?
И наиболее чувствительный вопрос, который можно задать по итогам работы этого Совета – оправдаются ли надежды государства? Ведь у него есть свое видение того, в какие отрасли наиболее остро необходим приток инвестиций, а у иностранных агентов может быть другой взгляд. Казахстану необходимы инвестиции и в технологии, и в развитие несырьевого сектора, но, судя по всему, у наших зарубежных партнеров свое мнение на то, что им принесет наибольшую выгоду. Г-н Своик считает, что структура инвестиций чрезвычайно показательна. Так, по информации эксперта, если округлить, то получится, что из $180 млрд инвестиций почти 70 млрд привлечено в геологоразведку. А на втором месте – объем инвестиций в нефтяной и металлургический комплекс, следом идут торговля и финансовая деятельность. За все годы в сельское хозяйство было вложено всего $139 млн инвестиций. «Никуда больше иностранцы фактически не инвестируют. Таким образом, очевидно, что иностранные инвестиции ведут к закреплению за страной сырьевого статуса, нашей импортозависимости, а также зависимости от иностранных кредитов», - говорит Петр Своик. Можно предположить, что и новые льготные условия не изменят ситуацию, а лишь закрепят сложившийся тренд. А ведь правительство могло бы заявить об избирательном подходе в вопросе налоговых послаблений. Например, очертить круг отраслей, к которым они были бы применимы.
Прошедший Совет показывает, что Казахстану по-прежнему очень нужны иностранные инвестиции. Но при этом надо понимать, что мы уже не находимся в ситуации начала строительства нашей независимости, когда не имело большого значения куда и на каких условиях будет входить иностранный капитал. Сейчас наша страна уже может и должна вести прагматичную политику, указывая, какие именно отрасли находятся в приоритете для страны, а не для инвесторов.