USD
444.22₸
+0.370
EUR
476.38₸
+2.080
RUB
4.82₸
+0.020
BRENT
89.31$
+0.210
BTC
64396.00$
-209.900

Тенденции на рынке онлайн-туризма в Казахстане

Рынок онлайн-туризма в Казахстане уверенно набирает обороты и в последующие годы будет увеличиваться

Share
Share
Share
Tweet
Share
Тенденции на рынке онлайн-туризма в Казахстане- Kapital.kz

Рынок онлайн-туризма в Казахстане уверенно набирает обороты и в последующие годы будет увеличиваться. Жители США и Европы уже давно перешли на систему онлайн-бронирования путешествий. Двигателем развития онлайн-туризма станут увеличение количества интернет-пользователей и рост доверия к электронной коммерции.

Перспективы развития онлайн-туризма в Казахстане, по мнению Риммы Дуйсенгалиевой, директора турагентства «Оригинал-Тур», есть. Особенно это касается крупных городов, таких как Алматы, Астана, Караганда и в меньшей степени всех остальных, поскольку уровень интернет-просвещенности не столь велик в общей массе.

На сегодняшний день самыми продвинутыми пользователями интернета являются студенты, а затем следующая за ними возрастная категория молодых людей от 25 до 40 лет. Что касается тех, кому более 40, то здесь пользователи как бы разделяются на два лагеря: на тех, кто просто является потребителями социальных сетей, вечерами просиживающими за компьютером, и тех, кто активно использует интернет для бронирования билетов, гостиниц и даже билетов в музеи, таким образом, расширяя свой опыт в интернет-туризме. Находя наиболее экономичные и выгодные для себя варианты, подбирая низкобюджетные авиалинии (особенно на внутренние рейсы как в Европе, так и в Азии), новые самостоятельные туристы абсолютно не нуждаются в дополнительных услугах кого-либо, и, как правило, практически все из них в какой-то мере владеют английским языком, в разы увеличивая безграничные возможности интернет-поиска. При таком раскладе получается, что в обозримом будущем перспективы онлайн-туризма сложатся в пропорции 50% на 50%.

Манарбек Абенов, директор Ассоциации казахстанского интернет-бизнеса и мобильной коммерции, также отмечает, что с каждым годом растет количество туров, оформленных казахстанцами самостоятельно, без услуг турагентств. Заблаговременное планирование маршрута отдыха за 5-6 месяцев до даты отпуска посредством интернета позволяет сэкономить на стоимости авиабилетов. Благодаря таким сайтам, как, например, airbnb.com и travelrent.com можно сэкономить на жилье, а на sputnik8.com подобрать интересные и необычные экскурсии.

Касательно тенденций на рынке интернет-продаж в туризме, г-н Абенов предполагает, что в 2014-2015 годах будет наблюдаться наращивание спроса на самостоятельное оформление отдыха. Этому будут способствовать набирающие сегодня популярность сервисы по покупке авиа и железнодорожных билетов, жилья, экскурсий и аренды автомобилей, для пользования которыми не нужны услуги сотрудников туристических агентств.

Безусловно, чтобы быть в тренде, многим компаниям, занимающимся организацией отдыха, необходимо вкладывать средства в разработку и поддержку своих сайтов, запуск дополнительных сервисов, обучение персонала. О том, какие вложения нужны среднему туристическому агентству для перевода своего бизнеса полностью в онлайн и о динамике интернет-продаж в сфере туризма, рассказал  Манарбек Абенов. Эксперт считает, что, учитывая специфику туристического агентства, которое предполагает доверительный диалог с клиентом, не получится полностью перевести свой бизнес в онлайн-режим. Стоимость разработки сайта и подключения к базам крупных туристических операторов составит в среднем $5 тыс. При этом, согласно аналитическому обзору Национального банка РК, на сегодня доля туристической сферы от общей суммы всех интернет-платежей не превышает 1%. Однако в этом плане, по оценке г-на Абенова, по данному направлению еще предстоит рост.

К примеру, в России за последние 3 года наблюдается увеличение показателей в использовании дополнительных сервисов, таких как заказ трансфера, железнодорожные билеты, аренда автомобиля, страховка. Это говорит о том, что потребитель заинтересован в более широком комплексе услуг и готов отказаться от покупки классических туров.

У казахстанцев, по словам Риммы Дуйсенгалиевой, в сегменте онлайн-туризма практически нет других востребованных услуг, как бронирование отелей и авиабилетов. Доля же аренды автотранспорта, железнодорожных билетов и страховых полисов не столь велика. Еще очень удобно пополнять баланс онлайн на роуминг и пользоваться многочисленными накопительными программами на отели и авиалинии, которые при частых поездках дают приличную экономию средств, делится г-жа Дуйсенгалиева.

Перемещение участников рынка туризма из оффлайна в онлайн отчасти продиктовано стремительным развитием технологий, как следствие, постоянным увеличением числа продвинутых интернет-пользователей. По словам директора турагентства «Оригинал-Тур», добровольный уход профессионалов туризма из оффлайна в онлайн имеет место, поскольку время диктует свои новые условия и возможности, когда онлайн-поиск упрощает процедуру подготовки тура. Зачастую, помогая выиграть во времени, онлайн-поиск просто является инструментом, который только помогает определиться с выбором отеля по соотношению «цена-качество», состыковать все даты и детали предполагаемого маршрута, и обратиться к партнерам и авиаагентствам, уже предлагая им готовый турпродукт, который нужно только просчитать. «Но ведь при подготовке такого выверенного продукта уходят долгие часы и сутки непрерывного поиска онлайн, а затем конечный продукт мы все же предпочтем купить у партнера, потому что это более выгодно для всех звеньев в цепи», – отметила г-жа Дуйсенгалиева. То есть клиент платит деньги только за тур – зарубежный партнер присылает свой пакет услуг по конкретной цене нетто или гроссо, включая свой местный НДС. В связи с этим точно определяется сумма банковских расходов по переводу денег за рубеж и в кассу туроператора или турагента поступают определенные деньги только за предоставляемый тур. Авиабилеты оплачиваются клиентом самостоятельно в авиакассе, при этом он видит реальную сумму и ему спокойно от мысли, что он ничего лишнего не платит, а турфирма не берет на баланс деньги, которые в итоге ей не принадлежат. За визой клиент обращается в аккредитованное турагентство, которое специализировано на данном сегменте туруслуг и имеет хорошую репутацию, и таким образом, клиент получает визу, оплачивая взнос за помощь в оформлении, а турфирма взаимодействует с партнером на условиях договора. При этом все довольны и все прозрачно.

Что же происходит при подготовке туров онлайн? Если профессионал в туризме готовит тур для себя и своей семьи, тогда вся ответственность ложится на него, и все недочеты тоже. А если осуществляется подготовка тура для клиента, то просчитать точно стоимость всех входящих тур-услуг невозможно вплоть до последнего момента. Дело в том, что разные системы бронирования выдвигают разные требования к оплате. Например, booking.com никогда не показывает окончательную сумму вплоть до прибытия к месту назначения, где все равно нужно оплачивать наличными плюс несколько местных налогов.

Agoda.com – покажет все от и до, только непонятно, почему, позиционируя себя как систему бронирования, наиболее выгодную по ценам, она все же в итоге выставит такую сумму, что невольно захочется проверить ее конкурентоспособность на еще каком-нибудь сайте, вплоть до сайта-хозяина отеля. И в большинстве случаев окажется, что за такую сумму можно получить не просто бронь на пребывание, а и все сопутствующие услуги с трансфером и завтраком. Наиболее же демократичные цены сейчас показывают такие сайты, как hotels.com, ostrovok.ru и некоторые другие, постоянно появляющиеся на этом безграничном рынке.

Особого внимания заслуживают и сайты так называемых лоукостеров по авиабилетам. Увидев на первой странице наиболее привлекательные, порой невероятные цены, читаем правила бронирования и понимаем, что в эту цену практически ничего не входит, кроме самого перелета. К этому прибавляется плата за дополнительные килограммы багажа, аэропортовские сборы, авиастраховку. Конечная сумма в разы вырастает. В итоге сложно заранее просчитать такой тур для клиента. Однако, воспользовавшись исчерпывающими знаниями всех этих порталов, можно уже конкретно все заказать у партнеров.

Завоевывающие же сейчас все большую популярность среди населения турпродукты, работающие по принципу сетевого маркетинга, ничего нового в онлайн-процесс не привносят, только громко рекламируют свои неподтвержденные никем преимущества. А ведь на деле цены выходят даже очень неконкурентоспособные. Следовательно, нет никакого смысла платить за призрачные преимущества.

В любом случае, даже учитывая то, что количество потребителей онлайн-услуг растет, рано еще говорить о возможности кризиса на рынке пакетного туризма. Так, Римма Дуйсенгалиева считает, что кризис в пакетном туризме относителен. Возьмем в качестве примера популярное среди казахстанцев направление – Турцию. Перелет в основном осуществляется чартерными рейсами по более выгодным ценам. К таким рейсам, привязанным к конкретным датам, легче привязать и отели, которые, надеясь на большой поток туристов, даже могут дать значительные скидки партнерам. И еще, что интересно, подавляющее большинство этих отелей не предоставляют своих данных в системы бронирования, полностью полагаясь на многолетнего, надежного партнера, который и в офлайн, и в онлайн дает постоянную рекламу, также почти полностью оплачиваемую турецким партнером. И вряд ли эти пакетные туры скоро уйдут в небытие, учитывая, что нашим людям удобно не заморачиваться.

Пакетные туры также могут касаться и лечебного туризма, например, как в Чехии, Венгрии, Индии и других странах. И здесь не наблюдается тенденции к кризису, наоборот, кризис наступает тогда, когда человек, приехав в чужую страну и не сумев точно рассчитать необходимых средств на лечение и питание, остается один на один со своей проблемой. В такой экономии нет преимущества от забронированного недорого отеля, самостоятельно полученной визы, дешевого тарифа на авиабилет. В такой ситуации преимущество предоплаченного пакетного тура налицо.

Еще в течение 30-40 лет, по мнению г-жи Дуйсенгалиевой, у туроператоров и турагентов будет определенное количество клиентов, которые не захотят что-либо делать самостоятельно, а будут покупать то, что им предложат специалисты. Одни просто по причине того, что некогда, а другие – по причине того, что лень. И если первые из них будут брать турпродукт почти безоговорочно, изначально точно определяя цель поездки и ее сроки, то вторые – будут изматывать специалистов туризма, склоняя их к наименьшим затратам при довольно высоком уровне комфорта, потому что у них, как правило, мало денег при больших запросах.

Мы живем в обществе активных пользователей и пассивных потребителей, а пока ситуация такова и не собирается меняться к лучшему, профессионалы туризма крепко сидят в своих креслах и рулят настроениями масс. И когда мы говорим: доверьтесь профессионалам, не надо забывать о том, что и в туризме они есть.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
9628
Как развивается сфера туризма

Председатель Комитета туристской отрасли при президиуме НПП «Атамекен» Юлия Якупбаева поделилась мнением о том, что нужно сделать для дальнейшего роста этой сферы в РК

Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.