USD
450.47₸
-0.330
EUR
488.81₸
+2.040
RUB
4.84₸
-0.040
BRENT
83.32$
+0.050
BTC
51062.10$
-391.000

Тенденции на рынке онлайн-туризма в Казахстане

Рынок онлайн-туризма в Казахстане уверенно набирает обороты и в последующие годы будет увеличиваться

Share
Share
Share
Tweet
Share
Тенденции на рынке онлайн-туризма в Казахстане- Kapital.kz

Рынок онлайн-туризма в Казахстане уверенно набирает обороты и в последующие годы будет увеличиваться. Жители США и Европы уже давно перешли на систему онлайн-бронирования путешествий. Двигателем развития онлайн-туризма станут увеличение количества интернет-пользователей и рост доверия к электронной коммерции.

Перспективы развития онлайн-туризма в Казахстане, по мнению Риммы Дуйсенгалиевой, директора турагентства «Оригинал-Тур», есть. Особенно это касается крупных городов, таких как Алматы, Астана, Караганда и в меньшей степени всех остальных, поскольку уровень интернет-просвещенности не столь велик в общей массе.

На сегодняшний день самыми продвинутыми пользователями интернета являются студенты, а затем следующая за ними возрастная категория молодых людей от 25 до 40 лет. Что касается тех, кому более 40, то здесь пользователи как бы разделяются на два лагеря: на тех, кто просто является потребителями социальных сетей, вечерами просиживающими за компьютером, и тех, кто активно использует интернет для бронирования билетов, гостиниц и даже билетов в музеи, таким образом, расширяя свой опыт в интернет-туризме. Находя наиболее экономичные и выгодные для себя варианты, подбирая низкобюджетные авиалинии (особенно на внутренние рейсы как в Европе, так и в Азии), новые самостоятельные туристы абсолютно не нуждаются в дополнительных услугах кого-либо, и, как правило, практически все из них в какой-то мере владеют английским языком, в разы увеличивая безграничные возможности интернет-поиска. При таком раскладе получается, что в обозримом будущем перспективы онлайн-туризма сложатся в пропорции 50% на 50%.

Манарбек Абенов, директор Ассоциации казахстанского интернет-бизнеса и мобильной коммерции, также отмечает, что с каждым годом растет количество туров, оформленных казахстанцами самостоятельно, без услуг турагентств. Заблаговременное планирование маршрута отдыха за 5-6 месяцев до даты отпуска посредством интернета позволяет сэкономить на стоимости авиабилетов. Благодаря таким сайтам, как, например, airbnb.com и travelrent.com можно сэкономить на жилье, а на sputnik8.com подобрать интересные и необычные экскурсии.

Касательно тенденций на рынке интернет-продаж в туризме, г-н Абенов предполагает, что в 2014-2015 годах будет наблюдаться наращивание спроса на самостоятельное оформление отдыха. Этому будут способствовать набирающие сегодня популярность сервисы по покупке авиа и железнодорожных билетов, жилья, экскурсий и аренды автомобилей, для пользования которыми не нужны услуги сотрудников туристических агентств.

Безусловно, чтобы быть в тренде, многим компаниям, занимающимся организацией отдыха, необходимо вкладывать средства в разработку и поддержку своих сайтов, запуск дополнительных сервисов, обучение персонала. О том, какие вложения нужны среднему туристическому агентству для перевода своего бизнеса полностью в онлайн и о динамике интернет-продаж в сфере туризма, рассказал  Манарбек Абенов. Эксперт считает, что, учитывая специфику туристического агентства, которое предполагает доверительный диалог с клиентом, не получится полностью перевести свой бизнес в онлайн-режим. Стоимость разработки сайта и подключения к базам крупных туристических операторов составит в среднем $5 тыс. При этом, согласно аналитическому обзору Национального банка РК, на сегодня доля туристической сферы от общей суммы всех интернет-платежей не превышает 1%. Однако в этом плане, по оценке г-на Абенова, по данному направлению еще предстоит рост.

К примеру, в России за последние 3 года наблюдается увеличение показателей в использовании дополнительных сервисов, таких как заказ трансфера, железнодорожные билеты, аренда автомобиля, страховка. Это говорит о том, что потребитель заинтересован в более широком комплексе услуг и готов отказаться от покупки классических туров.

У казахстанцев, по словам Риммы Дуйсенгалиевой, в сегменте онлайн-туризма практически нет других востребованных услуг, как бронирование отелей и авиабилетов. Доля же аренды автотранспорта, железнодорожных билетов и страховых полисов не столь велика. Еще очень удобно пополнять баланс онлайн на роуминг и пользоваться многочисленными накопительными программами на отели и авиалинии, которые при частых поездках дают приличную экономию средств, делится г-жа Дуйсенгалиева.

Перемещение участников рынка туризма из оффлайна в онлайн отчасти продиктовано стремительным развитием технологий, как следствие, постоянным увеличением числа продвинутых интернет-пользователей. По словам директора турагентства «Оригинал-Тур», добровольный уход профессионалов туризма из оффлайна в онлайн имеет место, поскольку время диктует свои новые условия и возможности, когда онлайн-поиск упрощает процедуру подготовки тура. Зачастую, помогая выиграть во времени, онлайн-поиск просто является инструментом, который только помогает определиться с выбором отеля по соотношению «цена-качество», состыковать все даты и детали предполагаемого маршрута, и обратиться к партнерам и авиаагентствам, уже предлагая им готовый турпродукт, который нужно только просчитать. «Но ведь при подготовке такого выверенного продукта уходят долгие часы и сутки непрерывного поиска онлайн, а затем конечный продукт мы все же предпочтем купить у партнера, потому что это более выгодно для всех звеньев в цепи», – отметила г-жа Дуйсенгалиева. То есть клиент платит деньги только за тур – зарубежный партнер присылает свой пакет услуг по конкретной цене нетто или гроссо, включая свой местный НДС. В связи с этим точно определяется сумма банковских расходов по переводу денег за рубеж и в кассу туроператора или турагента поступают определенные деньги только за предоставляемый тур. Авиабилеты оплачиваются клиентом самостоятельно в авиакассе, при этом он видит реальную сумму и ему спокойно от мысли, что он ничего лишнего не платит, а турфирма не берет на баланс деньги, которые в итоге ей не принадлежат. За визой клиент обращается в аккредитованное турагентство, которое специализировано на данном сегменте туруслуг и имеет хорошую репутацию, и таким образом, клиент получает визу, оплачивая взнос за помощь в оформлении, а турфирма взаимодействует с партнером на условиях договора. При этом все довольны и все прозрачно.

Что же происходит при подготовке туров онлайн? Если профессионал в туризме готовит тур для себя и своей семьи, тогда вся ответственность ложится на него, и все недочеты тоже. А если осуществляется подготовка тура для клиента, то просчитать точно стоимость всех входящих тур-услуг невозможно вплоть до последнего момента. Дело в том, что разные системы бронирования выдвигают разные требования к оплате. Например, booking.com никогда не показывает окончательную сумму вплоть до прибытия к месту назначения, где все равно нужно оплачивать наличными плюс несколько местных налогов.

Agoda.com – покажет все от и до, только непонятно, почему, позиционируя себя как систему бронирования, наиболее выгодную по ценам, она все же в итоге выставит такую сумму, что невольно захочется проверить ее конкурентоспособность на еще каком-нибудь сайте, вплоть до сайта-хозяина отеля. И в большинстве случаев окажется, что за такую сумму можно получить не просто бронь на пребывание, а и все сопутствующие услуги с трансфером и завтраком. Наиболее же демократичные цены сейчас показывают такие сайты, как hotels.com, ostrovok.ru и некоторые другие, постоянно появляющиеся на этом безграничном рынке.

Особого внимания заслуживают и сайты так называемых лоукостеров по авиабилетам. Увидев на первой странице наиболее привлекательные, порой невероятные цены, читаем правила бронирования и понимаем, что в эту цену практически ничего не входит, кроме самого перелета. К этому прибавляется плата за дополнительные килограммы багажа, аэропортовские сборы, авиастраховку. Конечная сумма в разы вырастает. В итоге сложно заранее просчитать такой тур для клиента. Однако, воспользовавшись исчерпывающими знаниями всех этих порталов, можно уже конкретно все заказать у партнеров.

Завоевывающие же сейчас все большую популярность среди населения турпродукты, работающие по принципу сетевого маркетинга, ничего нового в онлайн-процесс не привносят, только громко рекламируют свои неподтвержденные никем преимущества. А ведь на деле цены выходят даже очень неконкурентоспособные. Следовательно, нет никакого смысла платить за призрачные преимущества.

В любом случае, даже учитывая то, что количество потребителей онлайн-услуг растет, рано еще говорить о возможности кризиса на рынке пакетного туризма. Так, Римма Дуйсенгалиева считает, что кризис в пакетном туризме относителен. Возьмем в качестве примера популярное среди казахстанцев направление – Турцию. Перелет в основном осуществляется чартерными рейсами по более выгодным ценам. К таким рейсам, привязанным к конкретным датам, легче привязать и отели, которые, надеясь на большой поток туристов, даже могут дать значительные скидки партнерам. И еще, что интересно, подавляющее большинство этих отелей не предоставляют своих данных в системы бронирования, полностью полагаясь на многолетнего, надежного партнера, который и в офлайн, и в онлайн дает постоянную рекламу, также почти полностью оплачиваемую турецким партнером. И вряд ли эти пакетные туры скоро уйдут в небытие, учитывая, что нашим людям удобно не заморачиваться.

Пакетные туры также могут касаться и лечебного туризма, например, как в Чехии, Венгрии, Индии и других странах. И здесь не наблюдается тенденции к кризису, наоборот, кризис наступает тогда, когда человек, приехав в чужую страну и не сумев точно рассчитать необходимых средств на лечение и питание, остается один на один со своей проблемой. В такой экономии нет преимущества от забронированного недорого отеля, самостоятельно полученной визы, дешевого тарифа на авиабилет. В такой ситуации преимущество предоплаченного пакетного тура налицо.

Еще в течение 30-40 лет, по мнению г-жи Дуйсенгалиевой, у туроператоров и турагентов будет определенное количество клиентов, которые не захотят что-либо делать самостоятельно, а будут покупать то, что им предложат специалисты. Одни просто по причине того, что некогда, а другие – по причине того, что лень. И если первые из них будут брать турпродукт почти безоговорочно, изначально точно определяя цель поездки и ее сроки, то вторые – будут изматывать специалистов туризма, склоняя их к наименьшим затратам при довольно высоком уровне комфорта, потому что у них, как правило, мало денег при больших запросах.

Мы живем в обществе активных пользователей и пассивных потребителей, а пока ситуация такова и не собирается меняться к лучшему, профессионалы туризма крепко сидят в своих креслах и рулят настроениями масс. И когда мы говорим: доверьтесь профессионалам, не надо забывать о том, что и в туризме они есть.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.