На прошедшем саммите RetailbusinessKazakhstan-2014 поднималось много важных вопросов, в частности, обсуждалась проблема развития крупных ритейлерских сетей. Поскольку участниками конференции были в основном представители крупных компаний, то было очевидно, что лейтмотивом будет звучать идея о том, что будущее за большими торговыми комплексами. Много было сказано о том, что постепенно нужно сносить рынки и на их месте строить цивилизованные торговые площадки. Оно и понятно, если посмотреть на данные, озвученные представителем Комитета торговли Минэкономики и бюджетного планирования Кайратом Ертургановым. В 2013 году почти половину торговых площадей занимали рынки и базары, 21% за «магазинами у дома», а вот супермаркеты и ТРЦ занимали всего лишь 4,3 и 3% соответственно.
В принципе чиновники поддерживают идеи крупных ритейлеров и считают, что нужно постепенно сносить рынки и делать торговлю более цивилизованной. В качестве доводов приводится необходимость борьбы с теневой экономикой. А директор «Центра развития торговой политики» Руслан Султанов отметил, что если сейчас торговым сетям не будет оказана помощь, то в рамках ЕЭС они могут быть вытеснены крупными российскими игроками. Эти доводы понятны, но только если мы будем рассматривать ситуацию с точки зрения спикеров конференции. Сети хотят больше торговых площадей и покупателей, а государству нужен регулируемый рынок торговли, с которого удобнее собирать налоги, однако если смотреть на это глазами потребителей и производителей, ситуация может открыться с другой стороны. Базары и рынки выступают мощной альтернативой для тех покупателей, для которых цена важнее комфорта. Но отдельно нужно сказать о минусах монополии ритейлерских сетей для производителей. В частности, могут пострадать фермеры.
Зампредседателя правления АО «КазАгроМаркетинг» Нурлан Мухамеджанов рассказал «Капитал.kz» о том, что у торговых сетей есть требования, которые мелкие сельхозпроизводители никогда не смогут выполнить. Так, у ритейлеров есть три основных требования – это качество продукции, системность и цена. На цену они смотрят в самый последний момент, для них наиболее важны сроки поставок. В Казахстане огромное количество мелких производителей, которые не могут приводить большие объемы товара в одно и то же время. И торговой сети невыгодно связываться с небольшим хозяйством, потому как оно сможет поставлять, скажем, картофель, два-три месяца, а потом выдохнется.
«Как решить эту проблему? Нужно создавать цивилизованные рынки. Нам от них никуда не деться, мы восточная страна, без базаров никак. Однако нынешние рынки далеки от идеала. Дело в том, что сейчас большую роль играют перекупщики. Те, кто арендует место у владельца рынка на год вперед. Приезжает крестьянин, у него нет места для торговли, поэтому он сдает перекупщику товар по бросовой цене и уезжает. Таким образом, крестьянин не получает нормальный продукт, а большие супермаркеты остаются без овощей, фруктов и мяса от местных производителей», – рассказывает г-н Мухамеджанов.
Вместе с тем он предлагает меры для решения проблемы. В частности, зампредседателя правления АО «КазАгроМаркетинг» приводит пример Украины, где ситуация похожа на нашу – там в основном превалируют мелкие хозяйства. Государство создало нормативные условия, по которым инвестор может создавать рынки, на которые мелкие крестьяне могут приезжать и торговать сами, пусть даже один день. «Для этой самой пресловутой тысячи фермеров нужно создать тысячу мест, куда они могли бы приезжать, – продолжает Нурлан Мухамеджанов. – И тогда смогут приезжать качественные перекупщики или представители ритейла и заключать договоры с рядом крестьян. Скажем, у одного они покупают 500 тонн, у другого – 1000, у третьего – 300 и так далее. Фактически он здесь на месте создает из них пул, подписывает договор, по которому крестьяне обязуются хранить товар и в назначенный срок привезти. Таким образом, у ритейлера есть уверенность в своевременных поставках, а крестьяне получают соответствующий заработок. Фактически, это единственный способ их объединить».
Другой позиции придерживается Руслан Султанов, который во время своего выступления заявил, что для вхождения в сети ритейла фермерские хозяйства должны объединяться в кооперативы. В принципе это и позиция государства, которое пытается укрупнить мелкие крестьянские подворья. Однако есть мнение, что они не станут объединять свои хозяйства – в этом уверены и в «КазАгроМаркетинге», и в Союзе пищевых производителей Казахстана. Так, вице-президент Союза пищевых производителей Казахстана Айжан Наурзгалиева рассказала «Капитал.kz», что наше сельское хозяйство не готово к объединению: «Для того чтобы объединять предприятия, мы должны собрать воедино всю технологическую цепочку (кормопроизводство, фермерские хозяйства, переработка, логистика). В настоящее время, на мой взгляд, это невозможно. У нас пока сельское хозяйство страны остается мелкотоварным, 77,2% скота и 85,5% молока производится в мелких хозяйствах и в личном подворье населения. Из-за этого животноводческая продукция продолжает оставаться низкокачественной, из-за невозможности использования инновационных технологий в условиях мелкотоварного производства и нехватки высококвалифицированных кадров производитель неконкурентоспособен и его продукция неинтересна сетям».
Также г-жа Наурзгалиева отметила ряд сложностей выхода к ритейлерским сетям – мелкие подворья логистически разбросаны, не имеют возможностей и мотиваций для кооперации с целью дальнейшего вхождения в сети со своей продукцией. Ведь для этого нужно очень многое – географические, финансовые, технико-экономические, маркетинговые, логистические и информационные обоснования. «Это задача не из легких, она требует продуманных, слаженных и целенаправленных действий. Можно «наваять» много мегапроектов по созданию кооперативов, больших откормочных площадок, вызванных непреодолимым желанием освоить выделенные программой государственные средства. Но чтобы все заработало так, как в Европе, мелкотоварный агробизнес не надо рассматривать как препятствие, не нужно его элиминировать из процесса, надо грамотно встраивать его в общую систему АПК, нужно просто учиться работать с мелкими формами хозяйств и постепенно, по возможности, их кооперировать и поддерживать на том же уровне, как и крупный сельхозбизнес».
Можно предположить, что сельское хозяйство – не единственный чувствительный рынок, на котором может негативно отразиться погоня за развитием крупных ритейлерских сетей. Понятно, что и у ритейлеров, и у государства, и у производителей с потребителями – абсолютно разные интересы и задачи. И то, как сформировать цивилизованный рынок, чтобы это было выгодно всем участникам рынка – это действительно очень сложный вопрос.