USD
448.15₸
-1.430
EUR
483.46₸
-3.480
RUB
4.86₸
BRENT
87.25$
+0.060
BTC
69736.00$
-1110.600

Слишком крупные сети для мелких фермеров

Постепенно нужно сносить рынки и на их месте строить цивилизованные торговые площадки

Share
Share
Share
Tweet
Share
Слишком крупные сети для мелких фермеров- Kapital.kz

На прошедшем саммите RetailbusinessKazakhstan-2014 поднималось много важных вопросов, в частности, обсуждалась проблема развития крупных ритейлерских сетей. Поскольку участниками конференции были в основном представители крупных компаний, то было очевидно, что лейтмотивом будет звучать идея о том, что будущее за большими торговыми комплексами. Много было сказано о том, что постепенно нужно сносить рынки и на их месте строить цивилизованные торговые площадки. Оно и понятно, если посмотреть на данные, озвученные представителем Комитета торговли Минэкономики и бюджетного планирования Кайратом Ертургановым. В 2013 году почти половину торговых площадей занимали рынки и базары, 21% за «магазинами у дома», а вот супермаркеты и ТРЦ занимали всего лишь 4,3 и 3% соответственно.

В принципе чиновники поддерживают идеи крупных ритейлеров и считают, что нужно постепенно сносить рынки и делать торговлю более цивилизованной. В качестве доводов приводится необходимость борьбы с теневой экономикой. А директор «Центра развития торговой политики» Руслан Султанов отметил, что если сейчас торговым сетям не будет оказана помощь, то в рамках ЕЭС они могут быть вытеснены крупными российскими игроками. Эти доводы понятны, но только если мы будем рассматривать ситуацию с точки зрения спикеров конференции. Сети хотят больше торговых площадей и покупателей, а государству нужен регулируемый рынок торговли, с которого удобнее собирать налоги, однако если смотреть на это глазами потребителей и производителей, ситуация может открыться с другой стороны. Базары и рынки выступают мощной альтернативой для тех покупателей, для которых цена важнее комфорта. Но отдельно нужно сказать о минусах монополии ритейлерских сетей для производителей. В частности, могут пострадать фермеры.

Зампредседателя правления АО «КазАгроМаркетинг» Нурлан Мухамеджанов рассказал «Капитал.kz» о том, что у торговых сетей есть требования, которые мелкие сельхозпроизводители никогда не смогут выполнить. Так, у ритейлеров есть три основных требования – это качество продукции, системность и цена. На цену они смотрят в самый последний момент, для них наиболее важны сроки поставок. В Казахстане огромное количество мелких производителей, которые не могут приводить большие объемы товара в одно и то же время. И торговой сети невыгодно связываться с небольшим хозяйством, потому как оно сможет поставлять, скажем, картофель, два-три месяца, а потом выдохнется.

«Как решить эту проблему? Нужно создавать цивилизованные рынки. Нам от них никуда не деться, мы восточная страна, без базаров никак. Однако нынешние рынки далеки от идеала. Дело в том, что сейчас большую роль играют перекупщики. Те, кто арендует место у владельца рынка на год вперед. Приезжает крестьянин, у него нет места для торговли, поэтому он сдает перекупщику товар по бросовой цене и уезжает. Таким образом, крестьянин не получает нормальный продукт, а большие супермаркеты остаются без овощей, фруктов и мяса от местных производителей», – рассказывает г-н Мухамеджанов.

Вместе с тем он предлагает меры для решения проблемы. В частности, зампредседателя правления АО «КазАгроМаркетинг» приводит пример Украины, где ситуация похожа на нашу – там в основном превалируют мелкие хозяйства. Государство создало нормативные условия, по которым инвестор может создавать рынки, на которые мелкие крестьяне могут приезжать и торговать сами, пусть даже один день. «Для этой самой пресловутой тысячи фермеров нужно создать тысячу мест, куда они могли бы приезжать, – продолжает Нурлан Мухамеджанов. –  И тогда смогут приезжать качественные перекупщики или представители ритейла и заключать договоры с рядом крестьян. Скажем, у одного они покупают 500 тонн, у другого – 1000, у третьего – 300 и так далее. Фактически он здесь на месте создает из них пул, подписывает договор, по которому крестьяне обязуются хранить товар и в назначенный срок привезти. Таким образом, у ритейлера есть уверенность в своевременных поставках, а крестьяне получают соответствующий заработок. Фактически, это единственный способ их объединить».

Другой позиции придерживается Руслан Султанов, который во время своего выступления заявил, что для вхождения в сети ритейла фермерские хозяйства должны объединяться в кооперативы. В принципе это и позиция государства, которое пытается укрупнить мелкие крестьянские подворья. Однако есть мнение, что они не станут объединять свои хозяйства – в этом уверены и в «КазАгроМаркетинге», и в Союзе пищевых производителей Казахстана. Так, вице-президент Союза пищевых производителей Казахстана Айжан Наурзгалиева рассказала «Капитал.kz», что наше сельское хозяйство не готово к объединению: «Для того чтобы объединять предприятия, мы должны собрать воедино всю технологическую цепочку (кормопроизводство, фермерские хозяйства, переработка, логистика). В настоящее время, на мой взгляд, это невозможно. У нас пока сельское хозяйство страны остается мелкотоварным, 77,2% скота и 85,5% молока производится в мелких хозяйствах и в личном подворье населения. Из-за этого животноводческая продукция продолжает оставаться низкокачественной, из-за невозможности использования инновационных технологий в условиях мелкотоварного производства и нехватки высококвалифицированных кадров производитель неконкурентоспособен и его продукция неинтересна сетям».

Также г-жа Наурзгалиева отметила ряд сложностей выхода к ритейлерским сетям – мелкие подворья логистически разбросаны, не имеют возможностей и мотиваций для кооперации с целью дальнейшего вхождения в сети со своей продукцией. Ведь для этого нужно очень многое – географические, финансовые, технико-экономические, маркетинговые, логистические и информационные обоснования. «Это задача не из легких, она требует продуманных, слаженных и целенаправленных действий. Можно «наваять» много мегапроектов по созданию кооперативов, больших откормочных площадок, вызванных непреодолимым желанием освоить выделенные программой государственные средства. Но чтобы все заработало так, как в Европе, мелкотоварный агробизнес не надо рассматривать как препятствие, не нужно его элиминировать из процесса, надо грамотно встраивать его в общую систему АПК, нужно просто учиться работать с мелкими формами хозяйств и постепенно, по возможности, их кооперировать и поддерживать на том же уровне, как и крупный сельхозбизнес».

Можно предположить, что сельское хозяйство – не единственный чувствительный рынок, на котором может негативно отразиться погоня за развитием крупных ритейлерских сетей. Понятно, что и у ритейлеров, и у государства, и у производителей с потребителями – абсолютно разные интересы и задачи. И то, как сформировать цивилизованный рынок, чтобы это было выгодно всем участникам рынка – это действительно очень сложный вопрос.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.