Компании состоят не только из финансовых потоков и устава, но и из людей. И здесь-то кроется одна из серьезных проблем, поскольку кадров либо не хватает, либо качество их подготовки желает оставлять лучшего. По данным заместителя председателя правления Национальной палаты предпринимателей Нуржана Альтаева, на сегодняшний день десять профессиональных ассоциаций заявили о нехватке более 50 тысяч человек. Например, Союз строителей Казахстана заявил о потребности в 16387 человек. И если работников не хватает уже сейчас, то странно думать, что ситуация разрешится в будущем как-то сама собой.
Если верить прогнозу Казахстанского института развития индустрии, только в сфере производства продуктов питания в 2019 году понадобятся 92,8 тыс. человек, а в машиностроении ежегодно будут востребованы почти четыре тыс. новых работников. Главный вопрос – откуда брать специалистов? Можно, конечно, предположить, что из тени выйдут три миллиона самозанятых, однако никто не знает их квалификации и спецификации. К тому же маловероятно, что среди самозанятых есть специалисты, которые смогут пойти в машиностроение. Было бы меньше вопросов, если бы структура казахстанского МСБ не менялась. Сейчас около половины всех предприятий относятся к сфере торговли. Но для эффективного развития экономики нужно увеличивать количество производственных компаний, которые сейчас составляют три процента от всего сектора. А производство требует от работника опыта и квалификации. Между тем с качеством кадров еще сложнее, чем с их количеством.
Уже много лет оценки экспертов относительно специального и высшего образования не меняются, стабильно отмечается низкий уровень подготовки. Но при этом намечаются и другие тенденции. Министр образования и науки РК Аслан Саринжапов сообщил, что ежегодно 22 тыс. выпускников начинают работать сразу после школы, и уже сегодня 633,2 тыс. молодых людей от 14 до 25 лет не имеют профессии. Причем 94 тыс. из них нигде не работают. Это очень любопытные факты, позволяющие сделать два предположения. Первое связано с тем, что техническое образование расценивается как трата времени. Маловероятно, что выпускники школ не идут в колледжи или лицеи из-за финансовых трудностей – техническое и профессиональное образование хорошо финансируется бюджетом. Возможно, просто профессиональное образование зарекомендовало себя не с лучшей стороны. Второе предположение еще пессимистичнее – если такое количество юношей и девушек трудоустраиваются, то значит, это устраивает работодателя. Конкурентен ли такой бизнес?
В высшем образовании дела обстоят не менее критично. Совсем недавно на парламентских слушаниях казахстанские вузы были подвергнуты жесткой критике. Было справедливо отмечено, что университеты давно работают как бизнес-структуры, а не научно-образовательные учреждения. Действительно, в современном казахстанском вузе основной причиной отчисления студента является не неуспеваемость, а задержка оплаты. У студентов соответствующее отношение к вузам – зачастую туда идут за дипломом. При этом распространено заблуждение, что университет является в Казахстане социальным лифтом; наличие диплома автоматически гарантирует определенный уровень заработка. Обычно это действительно так, однако такая схема работает только там, где диплом вуза ценится работодателем. Другое заблуждение связано с тем, что для работодателя наличие диплома при трудоустройстве обязательно. Однако студенты и их родители не понимают, что во многих отраслях работодатели смотрят не на наличие диплома, а на те навыки, которые есть у кандидата.
Другая проблема, которая объединяет и высшее образование и профессиональное, это оторванность их от реального рынка. Для малого и среднего бизнеса ситуация обстоит хуже, чем для крупных компаний. Большие компании могут позволить себе сотрудничать с вузами, определяя учебный план студентов в соответствии со своими нуждами. Например, нефтяные компании поставили в КазНТУ им. Сатпаева оборудование, чтобы будущие нефтяники имели представление, с чем они столкнутся на производстве. Да и лучшие выпускники идут, конечно же, в крупные компании, где выше оплата. А предприниматели МСБ не могут так влиять на систему образования, эффективно сотрудничать с вузами, колледжами и лицеями. И нередко туда идут небольшие профессионалы, что стратегически сказывается на самом уровне развития МСБ. В конечном счете, очевидно, что развитие сектора МСБ тянет за собой не только решение их финансовых, налоговых и бюрократических проблем. Развитие бизнеса – это всегда комплексная работа всей экономики в целом, а также социальных институтов, среди которых образование является, наверное, важнейшим.