USD
523.86₸
EUR
544.34₸
RUB
5.11₸
BRENT
72.98$
BTC
95135.50$
-1944.000

Сможет ли РК капитализировать геополитическое положение?

В ближайшее десятилетие Казахстану предстоит капитализировать свое географическое положение между Россией и Китаем

Share
Share
Share
Tweet
Share
Сможет ли РК капитализировать геополитическое положение?- Kapital.kz

В ближайшее десятилетие Казахстану предстоит капитализировать свое географическое положение между Россией и Китаем. Такое мнение озвучил Карим Масимов, премьер-министр РК.

Следующие 10 лет Россия будет уделять больше внимания кооперации с Востоком, чем с Западом. Казахстан геополитически расположен между Россией и Китаем, наша республика будет являться свидетелем того, что много транспортных потоков, потоков капитала будет идти из Китая в Россию и из России в Китай. «И мы должны выиграть от нашего расположения, мы должны капитализировать свое позиционирование с этого, попытаться привлечь больше инвестиций из всего мира в Казахстан, чтобы быть более стабильными», – отметил Карим Масимов.

Действительно Россия начала заключать все больше контрактов с Китаем. Так, Александр Новак, министр энергетики РФ, выступая на Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге, заявил, что Россия хочет вдвое увеличить товарооборот с КНР. «Сотрудничество с Китаем идет по нарастающей. И если сейчас товарооборот между странами составляет $100 млрд, то новая цель – $200 млрд», – сказал министр.

Более того, 21 мая текущего года Россия и Китай подписали договор о поставках газа на 30 лет. Объем поставок составит до 38 млрд куб. м в год с возможным увеличением до 60 млрд куб. м в год.

Однако независимые экономисты сомневаются в том, что Казахстану удастся капитализировать свое геополитическое положение за счет развития торгово-экономических взаимоотношений между РФ и КНР.

Если говорить о коммерциализации географического положения нашей республики за счет поставок газа из России в Китай с учетом новых контрактов, заключенных между странами, то, как справедливо заметил экономист Шамиль Дауранов, они могут обойтись и без нас. Так, крупнейший газовый проект между этими странами предполагает строительство газопроводов в КНР по территории Дальнего Востока и Западной Сибири. В этом случае поставку российского газа в западные провинции Китая возможно будет осуществлять по внутрикитайской трубопроводной системе.

Более того, как рассказал Степан Демура, партнер компании True Traders, то, что Россия будет больше налаживать взаимоотношения с Китаем, является не совсем верным предположением. «Все эти заигрывания с Китаем происходят из-за безысходности существующего положения», – считает аналитик. Он также подчеркнул, что все те контракты, которые подписали с Китаем, это не более чем пропагандистская шумиха. Так, например, контракт по газу начнет действовать, по информации Степана Демуры, через 4-6 лет. Все дело в том, что месторождения, о которых говорится в контракте, еще не начали разрабатывать. Кроме того, необходимо время и для постройки трубопровода для доставки газа с этих месторождений в Китай.

Если же брать во внимание увеличение товарооборота между Россий и Китаем, о котором говорил Александр Новак, то и здесь у нашей страны шансов заработать минимум. Через территорию Казахстана проходит автомагистраль «Западная Европа –Западный Китай», которая призвана улучшить транспортные связи между Европой и Азией, а также существенно облегчить импорт товаров из КНР. Строительство этой магистрали началось в 2008 году, его окончание запланировано не раньше 2019 года.

Капитализация данной магистрали, по предположению г-на Дауранова, очевидно, будет высокой. Вместе с тем экономист заметил, что общий уровень качества автодорог и их разветвленности значительно снижают коммерческие возможности этого уникального транзитного автотранспортного сооружения.

Если же говорить о железнодорожных транзитных магистралях между Китаем и Европой, то здесь есть два направления. Первое – центральный коридор ТАЖД, который практически совпадает с так называемым Шелковым путем. Этот коридор пролегает по маршруту от восточных портов КНР, через Алашанькоу (КНР), Дружбу, Ченгельды (Казахстан), Ташкент, Бухару (Узбекистан), Чарджоу, Теджен (Туркменистан), Мешхед (Иран) с выходом на Стамбул (Турция) и далее по Четвертому Критскому коридору. Центральная ветка ТАЖД обеспечивает кратчайший выход через пограничный железнодорожный переход Серахс – Мешхед на железнодорожную сеть Ирана, которая заканчивается в порту Бендер Аббас (Персидский залив). Однако, по словам г-на Дауранова, на данном этапе возможности этого коридора практически не реализуются, объем перевозок в этом сообщении не превышает 0,2-0,3 млн тонн (торговые связи Узбекистана и Южной Кореи).

Второе направление – северный коридор Трансазиатской железнодорожной магистрали, соединяющий Китай через Казахстан с Россией, странами Балтии и Европы. Развитие этого коридора как транзитного направления представляет наибольшее значение для Казахстана. Главное преимущество РК в конкурентной борьбе за трансконтинентальные перевозки – сокращение расстояния и, соответственно, сроков доставки. Вместе с тем, как отметил экономист, средние участковые скорости движения обычных грузовых поездов на казахстанском участке магистрали составляют немногим более 40 км/час, что для эффективной организации транзитных перевозок недостаточно и требует технического перевооружения всей инфраструктуры отрасли.

К тому же, Степан Демура напомнил, что у России с Китаем есть собственные протяженные границы. По его информации, сейчас в этих пограничных зонах будут строиться мосты и транспортные развязки. «Поэтому перевозить что-то через Казахстан, когда есть собственные границы, смысла нет», – подчеркнул он.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.