Чтобы казахстанские вузы стали эффективными, необходимо на самом деле включить рынок, отпустить вузы в свободное плавание, а единая база востребованных профессий с указанием зарплат станет лишь элементом этой системы.
В Казахстане может появиться база данных востребованных профессий с указанием зарплат, сообщил министр образования и науки РК Аслан Саринжипов. «Необходимо детализировать методику определения потребности в кадрах, создать базу данных востребованных профессий с указанием возможных зарплат и других данных. Создание такой базы поможет выпускникам 9 и 11 классов определиться в выборе профессии. Для этого потребуется обновление форм госстатистики для предприятий, в том числе малого и среднего бизнеса, и создание соответствующей инфраструктуры», – сказал министр на парламентских слушаниях, посвященных вопросам качества подготовки кадров.
По словам Аслана Саринжипова, примеры решения этого вопроса в Казахстане есть. В Восточно-Казахстанской области в пилотном режиме внедряется система прогнозирования спроса на кадры.
«Недавно мы были в ВКО совместно с группой депутатов, и там внедряется система прогнозирования спроса на кадры, профориентации молодежи, новая методика формирования госзаказа, повышения квалификации, подушевое финансирование, рейтинговая оценка учебных заведений и база данных по трудоустройству. Все эти наработки мы будем внедрять по всей республике», – сообщил он.
Студенческий контингент сокращается
В начале декабря 2013 года на очередной встрече дискуссионного клуба «Эксперт» директор департамента высшего и послевузовского образования Министерства образования и науки РК Фатима Жакыпова сообщила, что в Казахстане ежегодно сокращается количество студентов, обучающихся в высших учебных заведениях. «По сравнению с прошлым годом в этом году в вузах обучаются практически на 70 тыс. человек меньше. По сравнению с 2011 годом эта цифра составляет более 100 тыс.», – проинформировала директор ведомства.
Глава департамента считает, что в обществе возникло понимание того, что «полученное высшее образование не всегда открывает любые двери и дает доступ к любой профессии».
Эту же мысль, но уже в середине мая текущего года подтвердил министр образования и науки РК Аслан Саринжипов на парламентских слушаниях «О качестве и перспективах подготовки кадров в системе технического и профессионального, высшего образования для отраслей экономики».
При этом он сослался на демографические причины. «Из-за демографических причин еще несколько лет студенческий контингент будет сокращаться. Контингент заочников сокращен на 105 тыс. человек (2011 год – 259 тыс., 41%; 2013 год – 144 тыс., 27,5%)», – сказал министр.
Он также отметил, что госзаказ для вузов ориентирован на технические специальности, образование, здравоохранение, социальную защиту и сельское хозяйство.
«На долю этих специальностей приходится 81% всех государственных грантов. При этом структура общего контингента студентов, включая «платников», характеризуется преобладанием обучения по специальностям образования, техническим специальностям, социальным наукам, экономике и праву», – сказал г-н Саринжипов.
Мир идет другим путем
В то время как в Казахстане «ломают копья» по поводу создания базы данных востребованных профессий, пытаясь разрешить проблему слепой подготовки специалистов в казахстанских вузах, мир идет другим путем. Например, в США и многих европейских странах вузам предоставлена практически полная автономия.
Тогда как в Казахстане проблему переизбытка плохо подготовленных специалистов пытаются решать «сверху», в мировой практике эта проблема – в ведении вуза. В частности, в США Совет попечителей вуза наделен большими полномочиями, решает финансовые вопросы, избирает президента, вице-президента, в крупных институтах – несколько вице-президентов по научной и учебной работе, административным делам, назначает состав деканата, руководителей отделов и департаментов, определяет общую политику вуза, разрабатывает и утверждает план педагогической и научно-исследовательской деятельности, определяет, по каким специальностям осуществляет подготовку учебное заведение.
Примерно по такому же принципу устроены и другие западные вузы. То есть они изначально находятся внутри рынка. Если менеджмент вуза окажется бездарным, то подготовит, как в Казахстане, кучу ненужных экономике специалистов, обанкротится и перестанет существовать. Если менеджмент грамотный, то успех неминуем.
Все просто как «дважды два», но одновременно и сложно, так как создать чисто рыночные условия внутри Казахстана очень даже непросто.
Включить рынок, отпустить вузы в свободное плавание
Значит, перед казахстанскими властями стоит триединая задача.
Во-первых, создать рыночные условия на рынке высшего образования, единые правила, которые бы создавали для всех вузов одинаковые условия. Это сделать крайне сложно лишь потому, что реального рынка в Казахстане никогда не было. Но, чтобы не утонуть в океане некомпетентности и дилетантизма, его придется создать.
Во-вторых, нужно дать полную самостоятельность вузам, чтобы именно внутри вуза формировался необходимый менеджмент. Неправильно планирующие свою стратегию и тактику вузы вымрут, здоровые и эффективные – останутся. Они и станут базой для формирования эффективного высшего образования.
В-третьих, Министерство образования и науки РК должно на самом деле стать проводником государственной политики в сфере высшего образования, а не диктатором, которым оно сейчас по сути является.
Только при выполнении трех этих условий сфера высшего образования станет в Казахстане эффективной. А база востребованных профессий с указанием зарплат станет лишь элементом этой системы.