Китай планирует начать работу по созданию нового маршрута транспортировки газа через Центральную Азию в этом году, несмотря на то, что уже имеет газопроводы, которые проходят по территории Казахстана. Завершить строительство предполагается в 2016 году.
Еще в марте Китайская национальная нефтяная корпорация (CNPC) объявила о заключении соглашения с национальным дистрибьютором газа в Таджикистане по совместному строительству и управлению новым газопроводом, который пройдет через территорию страны.
Сделка открывает путь для создания четвертой ветки Китайского центрально-азиатского газопровода (CAGP) из Туркменистана, который создается на основе межправительственных соглашений с Узбекистаном, Таджикистаном и Кыргызстаном. По некоторым оценкам, строительство участка газопровода лишь в Кыргызстане обойдется в $1,5 млрд.
Четвертая ветка известна под названием «Линия D». Основное отличие от предыдущих линий – это то, что она обойдет Казахстан. Первая нитка CAGP протяженностью 2 тыс. км начала работать в конце 2009 года. Она была построена для доставки в Китай газа с газовых месторождений Туркменистана через Узбекистан и Казахстан. В прошлом году через CAGP в Китай было поставлено 27 млрд куб. м газа.
Тот факт, что эта линия газопровода обойдет Казахстан, вызывает определенную обеспокоенность – будут ли заполняться газопроводы, которые проходят через территорию нашей республики. Ведь известно, что мало просто построить газопровод, нужно еще найти необходимые объемы газа, которые будут поставляться через него.
Однако Сергей Смирнов, эксперт в нефтегазовом секторе, заверил, что потоки газа по китайскому газопроводу, который идет через территорию Казахстана, не снизятся. Дело в том, что на поставки газа, который идет по этому газопроводу, подписаны долгосрочные контракты. Более того, эксперт заметил, что Китай переводит свою экономику с угля на газ и атомную энергию. По этой причине КНР будут необходимы дополнительные объемы газа. Действительно, по прогнозам аналитиков. к 2020 году мощность всех четырех линий китайского газопровода достигнет 80 млрд куб. м в год. А это составляет лишь чуть более 40% импорта газа Китая.
Китайские власти со своей стороны никак не объясняют причины, по которым выбрали именно этот маршрут, и то, каким образом они будут обеспечивать безопасность поставок через страны, которые пострадали от гражданской войны (Таджикистан) и двух революций с 2005 года (Кыргызстан).
Согласно заявлению, планы по «Линии D» появились вскоре после соглашения с Туркменистаном о повышении объемов поставок, а оно было заключено в ноябре 2011 года.
Судя по всему, включая две новые страны в транзитную систему, Китай также планирует расширить свое региональное присутствие. Решение по трубопроводу CNPC, несмотря на напряженность в регионе, может быть признаком того, что КНР планирует играть главную роль в Центральной Азии, так как со стороны океана развивать свое присутствие не получится, поскольку там сильное влияние имеют США. Действительно, общая длина такого газопровода, с учетом строительства новой линии, составляет более 7 тыс. километров, а растущие объемы сделают его не только самым длинным, но и одним из крупнейших.
Кроме того, диверсифицируя портфель поставок, Китай обезопасит себя от полного прекращения поставок газа. Конечно, вероятность одновременного возникновения проблем существует, но она довольно низка.