В последние дни основной темой новостей были возможные экономические санкции против России. Причина – ситуация вокруг Крыма, которую противники политики Владимира Путина называют аннексией, а сторонники – восстановлением исторической справедливости. Как бы то ни было, комплексных санкций против российской экономики Запад еще не ввел. Сейчас действуют санкции против чиновников из ближайшего окружения Владимира Путина, а также расформирование «Большой восьмерки». Естественно, проблемы российской экономики волнуют и казахстанцев, потому что Россия – ближайший партнер Казахстана. Однако президент РК Нурсултан Назарбаев на саммите по ядерной безопасности, прошедшем в Гааге, заявил, что возможные санкции против России не скажутся на экономике Казахстана. К тому же конкретных и комплексных санкций мир пока не увидел. «Санкции пока, как видите, экономики еще не коснулись», – сказал Нурсултан Назарбаев.
Впрочем, рынку свойственно реагировать и на возможности, а не только на конкретные меры. Так, по словам Алибека Уразакова, директора департамента управления активами АО «BCC Invest», финансовый рынок уже живет в новом мире, когда западные инвесторы по-новому оценивают риски инвестиций в страны СНГ. Однако это скорее первые реакции на неопределенность в мировой экономике и политике, нежели тренд. То, что неопределенность является сейчас главным веянием на рынке, подтвердил и г-н Уразаков. «В целом можно сказать, что нафинансовых рынках царит повышенная волатильность и неопределенность, связанная с трудностью оценки рисков вследствие возможных санкций», – сказал эксперт. Также аналитик отметил, что фондовый рынок уже приходит в порядок после первых слухов о санкциях. «Рынок отыграл возможные экономические последствия падением курсов акций. Что касается облигаций, то однозначно можно утверждать лишь то, что стоимость фондирования для стран СНГ, в особенности России, станет на порядок дороже», – говорит Алибек Уразаков.
По мнению экономиста Петра Своика, если Запад и введет комплексные санкции против России, то на Казахстан это не окажет значительного влияния. «Прямого влияния на экономику Казахстана санкции против России не окажут. Потому что сырьевая торговля и получение импорта, на которых зиждется наша экономика, идут не через Россию», – считает г-н Своик. Что касается рынка финансов, по его мнению, этот сегмент экономики слабо развит в Казахстане и здесь связь с Россией не столь значительна. «Собственно финансовый рынок у нас не развит. Фондовой биржи у нас почти нет. И, соответственно, вся та война, которая если и разразится на фондовом рынке против России, она будет московской, но никак не нашей. То есть прямого влияния не будет», – заверил Петр Своик.
Однако «московская война на фондовом рынке» может иметь если не прямое, то косвенное влияние на казахстанскую экономику, а именно – через курс рубля, к которому привязана наша валюта. «Если курс доллара составит свыше 40 рублей за доллар, то будут основания ожидать ослабление курса тенге», – считает Дамир Сейсебаев, директор департамента аналитики АО «Private Asset Management». «То есть нам так или иначе надо будет корректировать стоимость тенге не только к доллару, но и к рублю», – добавил Петр Своик.
При этом, по мнению Алибека Уразакова, возможные сложности на финансовом рынке не ограничиваются курсами валют. В будущем остракизм в сторону российской экономики может сказаться на состоянии казахстанских банков. «В случае дальнейшего обострения ситуации одними из пострадавших сторон окажутся отечественные банки, которые уже имеют долговую нагрузку в валюте, и которая при необходимости рефинансирования обойдется им гораздо дороже», – считает аналитик.
Впрочем, ахиллесовой пятой как России, так и Казахстана является цена на нефть. В этом сходятся все эксперты, в том числе западные. Но могут ли (и будут ли вообще?) США использовать свои рычаги влияния в этой области для того, чтобы нанести урон по российской экономике?
Дамир Сейсебаев считает, что американцам это вполне по силам. «Если цены упадут ниже $90 за баррель, то это будет иметь негативное влияния и для Казахстана», – сказал эксперт. Но бояться такого поворота не стоит. По словам г-на Сейсебаева, США, несмотря на свои возможности, не рискнут манипулировать ценами на нефть. Причина в том, что мировая экономика сейчас восстанавливается после кризиса. «Естественно, что такие меры повлияют на всю мировую экономику, не только российскую», – подчеркнул Дамир Сейсебаев.
Петр Своик считает, что цена на нефть будет падать вне зависимости от прямых действий США. «Пока американцы уходили от кризиса 2008 года через политику количественного смягчения, нашим экономикам это было на пользу, потому что вместе с раздуванием фондового рынка росла и цена на нефть. А нефть – это важнейший инструмент финансового рынка. Теперь, когда это дело сворачивается, на перспективу ничего хорошего не светит, потому что энергетические и финансовые балансы – не в пользу повышения стоимости нефти», – уверяет Петр Своик. Впрочем, даже если США пойдут путем давления на расценки на сырье, у них не получится добиться значительных изменений в краткосрочной перспективе. У США, по мнению г-на Своика, нет такой возможности. «Возможности Соединенных Штатов влиять на стоимость нефти – что было бы значительным ударом по России – весьма ограничены. США тут далеко не монополист. А те возможности, которыми Штаты располагают, они не могут ими воспользоваться мгновенно. В любом случае Америке необходимо 2-3 года, чтобы провести форсированные мероприятия, которые повлияли бы на стоимость нефти», – подчеркнул экономист.
Словом, если казахстанцам и стоит чего-то опасаться, то не санкций Запада против Российской Федерации.